«Женщины как партнеры надежнее мужчин»

«Женщины как партнеры надежнее мужчин»

«Женщины как партнеры надежнее мужчин»
«Женщины как партнеры надежнее мужчин»
Любовь Цветкова возглавляет одну из самых известных в строительном мире общественных организаций – Ассоциацию инвесторов Москвы (АИМ), созданную в 1994 году. Получать информацию от своих коллег и транслировать ее чиновникам – главная задача руководителя АИМ. А это важно: чем лучше выстроено взаимодействие между властью и бизнесом, тем успешнее ситуация в отрасли. С разговора об этом и началась наша встреча с Любовью Цветковой

▶ Любовь Юрьевна, прошедший год бизнес-сообщество и чиновники считают кризисным. Часто озвучивается мнение, что выйти из этого положения удастся, если власть будет слышать бизнес. Такой диалог существует?
– Власть и слышит нас, и готова общаться. Возможностей для общения множество. Это и самые разные комитеты, и комиссии в Думе, и семинары. Платформ существует много. Другое дело, что наши замечания и предложения не всегда спешат принимать. В целом же власть очень быстро реагирует на смену ситуации. За последнее время, буквально за два года, появилось очень много льгот. Правда, в ноябре прошлого года в 2,5–3 раза был увеличен платеж на изменение вида разрешенного использования (ВРИ). Это произошло резко и неожиданно. (Хотя другие изменения в законах, например, по
ФЗ № 214, обсуждались долго, был даже переходный период.) А с ВРИ в ноябре, когда обычно завершается планирование на следующий год, было введено такое изменение. У многих полетели бизнес-планы, договоренности с банками…

▶ Вы транслируете те или иные проблемы, в основном опираясь на собственное понимание рынка или мнение коллег?
– Учитываю и то и другое, опираюсь и на собственное знание рынка, и на понимание ситуации своих коллег. Одна из важных инициатив, которую мы сейчас отстаиваем, – это борьба с отсутствием льгот при формировании платежа за изменение ВРИ у собственников земельных участков с запретом на строительство. Лично моих бизнес-интересов этот вопрос не касается, но я вижу, что это затронуло интересы многих собственников земельных участков. Противоречие в том, что арендаторам такую льготу дали, а собственникам нет. Или другой вопрос – получение временной регистрации в апартаментах. Члены ассоциации заинтересованы в его решении. Иногда по тем или иным вопросам мы проводим опросы, но чаще всего правление ассоциации хорошо ориентируется в теме, и мы оцениваем все довольно объективно.

▶ С переходом на эскроу бизнес высказывал самые разные опасения – но ситуация не стала катастрофической?
– Девелоперы боялись, что банки не смогут работать с проектным финансированием. Однако ведущие банки очень быстро всему научились. Правда, пандемия и рост курса национальной валюты стали факторами куда более серьезными для рынка. И проблема эскроу просто утонула в новых проблемах. Московский бизнес в основном высокомаржинальный, поэтому банки практически всегда одобряют московские проекты. Кроме того, банки начали финансировать покупку активов. И девелоперы стали покупать участки, а не вступать в долю с владельцами.

▶ Практически все застройщики выступают за поэтапное раскрытие счетов. Почему это никак не решается?
– Это сложный вопрос. Во-первых, он связан с квалификацией банковских сотрудников. Им явно ее не хватает. А во-вторых, это риск. Нет уверенности, что, построив 50% объекта и получив деньги, застройщик не исчезнет вместе с ними. Это маловероятная ситуация – стоит ли начинать проект, чтобы получить 50% средств, лежащих на счетах? Но несистемные, профильные участники рынка могут пойти на такое. Так что опасения банков понятны.

▶ Вы согласны, что ужесточение правил игры вымывает компании из бизнеса?
– Конечно. Власть и была заинтересована иметь дело с сильными игроками, а не «вытирать грязь» за множеством мелких.

▶ В связи с пандемией говорят об изменении судьбы целых сегментов рынка недвижимости. Вы согласны с этим?
– Самыми проблемными оказались офисный и торговый. Офисный теряет свою доходность, причем уже давно. Кроме того, часть компаний переходит на удаленку. Мне не кажется, что это станет нормой. Хотя все будет ясно, когда пандемия закончится. Что касается торгового сегмента, то здесь произойдут серьезные изменения. Гипермаркеты, крупные супермаркеты (за исключением немногих) умирают. Большинство из них перепрофилируют (хотя и для этого понадобятся новые нормативы). В лучшем положении небольшие объекты в городе, их даже при каких-то ограничениях приспособить к потребностям гораздо проще.

▶ Каким вы видите будущее рынка недвижимости?
– Трудно прогнозировать. Нынешний перегрев уляжется. На этот раз мне кажется, что стагнация вызовет не обвал цен, а их корректировку.
Позитивно то, что Москва достигла очень высокого уровня цифровизации. Мы к этому уже привыкли, воспринимаем как должное. Хотя во многих европейских столицах признают, что мы их обошли. И это касается разных сторон нашей жизни. А ведь вспомним, совсем недавно еще существовали ЖЭКи с тетеньками в паспортных столах, экспертиза проектной документации с огромными очередями. Все это в прошлом.

▶ Вы возглавляете не только компанию, но и целую ассоциацию компаний, руководители которых – мужчины. Как вы себя ощущаете в таком окружении? Почему вообще, на ваш взгляд, руководителей мужчин больше, чем женщин?
– Наверное, потому, что мы разные. Мужчины сильны как стратеги, аналитики, женщины – как управленцы, организаторы. В человеческом плане по своему опыту знаю, что женщины меньше склонны к предательству, как партнеры они надежнее. Мужчины проще «переобуваются» на ходу, меняют позицию, легко находят себе оправдание, если им это выгодно.

▶ Собственный бизнес, руководство ассоциацией… При такой занятости на семью, досуг время остается? Как отдыхаете?
– Конечно, остается. Тем более что у меня хорошие помощники. Я занимаюсь спортом – несколько раз в неделю хожу на фитнес и горячую йогу. Люблю горные лыжи. Уже оценила наш сочинский горнолыжный курорт и могу сказать, что он не хуже, чем курорты в Европе. Некоторые склоны даже лучше.
У меня есть муж, сын. Сын учится в МГУ на факультете искусствоведения.

Теги: #