Загадай желание – пусть оно исполнится!

Загадай желание – пусть оно исполнится!

Загадай желание – пусть оно исполнится!
Загадай желание – пусть оно исполнится!
Существует немало суеверий о том, что желания сбудутся, если дотронуться до легендарных скульптур, украшающих станции московской подземки. В это можно верить, а можно проверить. В обзоре «МП» – секретные адреса, пароли и явки.

ОТЛИЧНИЦЫ, КРАСАВИЦЫ
Станция «Площадь Революции», введенная в строй в марте 1938 года, славится разнообразием скульптурных шедевров. Среди 76 бронзовых фигур работы знаменитого Матвея Манизера женских персонажей не так много, но они весьма символичны. Искать их следует в арках, которые находятся между монументальными пилонами станции. Вот, к примеру, «Школьницы с глобусом». Прототипами для этой скульптуры стали ученицы 91-й школы – Аня Лещинская и Нина Павлова. Скульптор изобразил девочек, взяв за основу их фото в «Пионерской правде». Современные подростки верят, что эта работа заряжает настроем на хорошую учебу. 

Скульптура «Студентка с книгой», как утверждают поверья, помогает найти счастье в личной жизни. Туфелька этой сосредоточенной барышни натерта до блеска. Нина Каданер, позировавшая Матвею Манизеру, работала редактором в журнале «Знамя». 

В редакции ее называли ходячей энциклопедией. Она и в реальной жизни с утра до ночи читала книги, а ее поза за столом в редакции напоминала фигуру в углу арки на станции метро. Интересно, что прожила Нина Каданер 81 год, а стройность сохраняла до последних дней. Ей очень долго оказывали знаки внимания и коллеги, и писатели, которые приносили свои рукописи в журнал.

СЕЛЯНКА И СПОРТСМЕНКА
На той же станции «Площадь Революции» весьма интересна фигура птичницы с петухом. А вот мнения, стоит ли к ней вообще подходить, расходятся: одни уверены, что гребень петуха приносит удачу, а другие, наоборот, опасаются, что прикосновение к нему сулит проблемы. Судя по тому, что петух сияет, все-таки позитивное мышление в этом случае преобладает. Вопрос о том, кто стал моделью для статуи спортсменки-дискоболки, остается открытым. Есть версия, что это натурщица из мастерской Манизера Тамара Курбатова. Эту легенду рассказывает ее племянник Валентин Курбатов. Однажды он пришел в редакцию популярной московской газеты со снимком, где была изображена обаятельная женщина, лицо и прическа которой, по словам Валентина, будто скопированы со статуи на «Площади Революции». Эту версию он повторял неоднократно, показывая подпись на обороте фото: «Московский художественный институт, класс Матвея Манизера».

Важно уточнить, что класс Манизера в период создания скульптур для метро был в Ленинграде, во Всероссийской академии художеств. Его курс в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова появился лишь в послевоенное время, когда скульптор перебрался в столицу. В сущности, не столь важно, кто на самом деле позировал для «спортивной» скульптуры, – она символизирует волю к победе и помогает достичь успеха в разных видах спорта. И еще считается, что эта скульптура помогает мужчинам, находящимся в поисках спутницы жизни.

МАДОННА И БОГИНЯ ИЗОБИЛИЯ
Выполненная с участием итальянских архитекторов и открытая в 1995 году, станция «Римская» связана прежде всего с именем Леонида Берлина (1925–2001), которого критики называют одним из самых трагических и самых светлых художников России конца XX века. Керамический горельеф на этой станции – целая композиция, в которой тесно переплетаются античные мотивы и христианские образы. Это создает ощущение единства разных эпох. Как писала искусствовед Мария Чегодаева, в этой скульптуре больше всего нас завораживает трагический контраст: «…фигуры испещрены трещинами, разбиты, как старая керамика. Трещины пошли по живым телам матери и ребенка... Они изрешечены точками – кажется, по ним стреляли...» Тем не менее эти рельефы дают нам ощущение праздника и живой силы, что неподвластны катаклизмам разных эпох. Существует поверье, что, если мысленно обратиться к мадонне с просьбой о создании семьи, она будет выполнена.

При входе на станцию «Проспект Мира» Кольцевой линии можно найти скульптуру женщины с корзиной фруктов. Это символ богатства и изобилия. И если постоять рядом с ней, она принесет повышение дохода и удачное завершение любых проектов. Оригинальная работа Прасковьи Мельниковой была установлена в 1952 году. Флористические мотивы связаны с тем, что до 1966 года станция называлась «Ботанический сад» (станция с аналогичным названием появилась в Москве лишь в 1978 году). Современная «богиня Церера» – лишь реплика, воссозданная в 2016 году. Оригинал пострадал от влажного московского климата. Есть надежда, что новая статуя прослужит гораздо дольше предшественницы, поскольку в работе над ней были применены современные водоотталкивающие средства, а каркас выполнен из нержавеющей стали. Реставраторы подготовили для сотрудников метро подробную инструкцию по уходу за скульптурой и обработке ее поверхности. Таким образом, в метро можно совершить целую экскурсию, любуясь женскими образами. Каждый из них несет философскую нагрузку, а для тех, кто верит, помогает исполнить желания.

Теги: #