Зачем городу архитектор

Зачем городу архитектор

Зачем городу архитектор
Пьер де Мерон рассказал о том, на каких проектах надо воспитывать потребителя

На прошедшем MUF 2019 в Москве в числе приглашенных звезд мировой архитектуры выступил Пьер де Мерон, соучредитель архитектурного бюро Herzog & de Meuron, обладателя Притцкеровской премии. В нашей столице бюро стало известно благодаря своему проекту технологического университета «Сколтех – институт науки и технологий». В открытом интервью перед участниками форума Пьер де Мерон поделился своим профессиональным опытом по разным темам, в том числе ревитализации промышленных объектов.

В современном мире архитектура существует и зависит от такого фактора, как планирование развития города. Этот процесс должен учитывать социальный запрос, территориальные особенности, ее политические и экономические возможности. Определенное влияние оказывают также действия самых разных заинтересованных сторон. Архитектору нужно выбрать решение с учетом всех составляющих, понимая, что его задача – это повышение качества среды, качество жизни людей.

Какие принципы мы выработали для себя в процессе своей деятельности? Первое: мы считаем, что надо стремиться не выходить за границы города, строить в его черте. Города не должны расползаться до бесконечности. Второе: надо применять известный подход mix use, то есть делать объекты многофункциональными. Третье: сохранять культурное наследие. Скорость изменения жизни беспрецедентна. Человеку нужна отдушина, и эту функцию выполняет именно наследие. И еще – надо уметь взаимодействовать с местным социумом. И вообще, бережно относиться к социальной среде. Нельзя прерывать жизнь этой среды, важно стараться использовать дух этого места.

Так, наше бюро занималось темой развития бывших промзон в Лондоне, Гамбурге и Москве. В Лондоне мы работали с объектом бывшей тепловой станции, где в результате появился музей современного искусства Tate. В Гамбурге – на площадке бывших портовых складов, которые находились на берегу Эльбы. В итоге сейчас там построено и открыто здание филармонии Elbphilharmonie. Оно спроектировано как культурно-жилой центр. Кроме большого концертного зала на 2100 мест и малого зала на 550 мест в здании расположены отель на 244 номера, 45 квартир, магазины, рестораны и парковка.

В Москве наш проект связан с реорганизацией большой территории Бадаевского пивзавода, обладающей рядом важных особенностей, начиная с наличия исторических объектов – красных корпусов бывших пивоварен. Один из них будет воссоздан практически с нуля, два другие реконструированы. Другая особенность – центральная часть города, и третья – рядом расположена река.

В результате анализа особенностей местности мы поняли, что историческая часть должна стать общественной доминантой этого многофункционального проекта. Жилая – восьмиэтажные дома с панорамным остеклением будут приподняты на опоры. Такой прием нам показался важным: новые объекты не должны закрыть исторические, они должны быть видны со стороны реки. Проще было построить несколько домов, максимально открывая историческую застройку, но это не решало бы задачу в целом. Очень позитивно то, что вокруг домов появится парковая зона – для прогулок, активностей и пр. Это будет привлекать сюда людей. Высокие цилиндрические шахты заводских корпусов получат интересную функцию – там будут открыты бани.

Я часто говорю, что обустройство бывших промышленных территорий, создание интересных площадок ценно не только тем, что мы нашли новую функцию старому сооружению. Важно то, что вокруг него создается пространство для проведения досуга. Если жители и гости Лондона приходят к галерее Tate, это не значит, что они всегда посещают музей. Совсем нет. Но проводить время, ощущая эту культурную среду, многим доставляет удовольствие.

Мне очень импонирует то, что Москва занялась своими набережными. Пройдет совсем немного времени – и они превратятся в самые посещаемые места в городе. Вспомните прежние десятилетия, когда в Москве-реке купались. Уверен, что все это вернется. И поэтому мы в рамках проекта «Бадаевский» предложили установить прямо на реке объект в виде открытой многоэтажной террасы, где летом можно загорать или сидеть за столиками кафе.

Впрочем, судьба архитектурных объектов иногда бывает довольно неожиданной. Например, в Париже по нашему проекту было начато строительство офисного центра. Это известный дом-треугольник с плоским фасадом. Функция его менялась – сначала его хотели использовать как торговый центр, затем как офисный. Потом поняли, что его внешний вид очень отличается от всего существующего вокруг. Строительство было заморожено. И вот сейчас в рамках подготовки к Олимпиаде-2024 года в Париже на здание обратили внимание. Его хотят использовать как многофункциональный объект. Интересным будет его фасад – с изображением карты Парижа. И теперь многие видят, что его форма рифмуется с Эйфелевой башней.

Я думаю, надо чаще организовывать открытые форумы – вот такие обсуждения, какими их видели еще древние греки. Потребителя надо эстетически воспитывать. В нашем офисе проходят стажировку молодые специалисты со всего мира. Когда они покидают нас, мы испытываем надежду на то, что наш опыт, наши идеи и концепции им пригодятся.

Теги: #