Японское море пришло в Бутово - Московская перспектива

Японское море пришло в Бутово

Японское море пришло в Бутово
Японское море пришло в Бутово
Качественная архитектура обогащает города, а живопись – архитектуру

Синтез искусств – любимая тема специалистов, исследующих самые разные культурные феномены. На прошедшей выставке «АРХ Москва» об этом заговорили даже девелоперы. Хотя главную партию в этой теме исполняли, конечно, архитекторы.

По мнению Сергея Чобана, архитектора, главы бюро SPEECH, монументальное искусство незаменимо в формировании индивидуального образа здания. Это наиболее актуально сейчас, когда мощные размеры, масштабные строения и сооружения заполняют собой города и районы разных стран. Сооружения, несоразмерные с человеческими масштабами и восприятием, максимально выигрывают, если элементами их декора становится живопись. Идентичность здания сообщает ему новую жизнь, делает объект привлекательным.

В практике архбюро SPEECH есть такие примеры. Так, в одном из районов Петербурга девелопер взялся за реконструкцию и современное приспособление фабрики, построенной в 70-е годы прошлого века. Огромные корпуса выглядели неприветливо из-за своих тяжелых и мощных объемов, растянувшихся вдоль всей улицы. Девелопер испытывал неуверенность в том, что даже современное переоборудование такого объекта сделает его привлекательными для арендаторов. На помощь пришла история места. Когда-то в этом районе находилась дача известного театрального художника Александра Бенуа. Он был известен своими необыкновенными костюмами. И бывшее здание фабрики с помощью технологии печати на стекле приобрело новый вид: на его фасаде появилось множество изображений героев спектаклей в ярких костюмах Бенуа. Здание сразу привлекло к себе внимание, спрос на него вырос. Это произошло в 2008 году. Теперь, когда возникла идея сноса здания, общественность заговорила о варварстве, как когда-то квалифицировала старт проекта реконструкции пустующей фабрики. Этот же принцип – использования живописных образов при оформлении новых объектов столицы – был применен в комплексе новых зданий «Эталон-Сити» в Бутове. Комплекс сдан в 2018 году. По словам Василия Фетисова, коммерческого директора компании-застройщика, появление на фасаде комплекса знаменитого сюжета с гравюры «Большая волна в Канагава» художника Кацусики Хокусая повысило привлекательность здания, а быстрые продажи позволили существенно увеличить стоимость жилья. Технология, применявшаяся в фасадном оформлении, достаточно сложная, и конечно, не сводилась к нанесению изображения красками, как в искусстве граффити.

Мэр Сергей Собянин написал в своем микроблоге в Twitter: «В Северное Бутово пришло Японское море: на шести новых домах на Старокрымской улице появилась гигантская волна. Площадь фасадного панно составляет почти 60 тыс. кв. метров. Рисунок знаменитой гравюры наложили на виртуальный проект фасада и разбили на элементы по размеру кассет. Их около 6 тысяч на каждой башне. Здания стали достопримечательностью района».

Идею такого соединения архитектуры и японского сюжета обосновал архитектор проекта Сергей Чобан. Большая волна в его понимании связана с идеей человеческой незащищенности, которая выражается в самых разных вещах, в том числе и в градостроительстве. Когда большие объемы занимают все большие площади городов, человек чувствует себя пылинкой. Эта же идея соотносится и с другими глобальными проблемами, в частности, экологическими.

Соединение архитектуры и живописи, как правило, требует ярких и понятных для человечества образов. К сожалению, как признал Чобан, монументальное искусство как яркий способ индивидуализации архитектуры ушло в прошлое. Слишком отчетливы связанные с ним ассоциации с эстетикой социализма, его идеологией. Яркие образцы монументальной живописи между тем сохранились в Мексике и являются своего рода эталоном жанра. А история с фасадным оформлением здания в Бутове, по всей видимости, может удивить внедрением камерного мотива японского искусства во внешний облик крупного градостроительного комплекса.

Хотя сюжет Кацусики Хокусая используется и в других сферах. Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина, ссылается на многочисленные смайлики, знаковые элементы электронной переписки, которые включают известные изображения с полотен этой японской гравюры. Сегодня этот образ используется очень широко даже без понимания первоисточника.