Взять и поделить: как происходит становление шеринговой индустрии в Москве
Елку на Новый год теперь не обязательно покупать срубленную. К примеру, сервис Rentmania предлагает взять в аренду елку в кадке на три недели за 7900 рублей. По окончании срока аренды специалисты сервиса забирают деревья и высаживают их в землю где-то в Подмосковье. Эту акцию Rentmania провела сейчас уже в третий раз. По задумке владельцев сервиса, горожан тут должно «зацепить» всё — не только цена — которая куда выше, чем на обычную покупную елку, но и экологическая составляющая — ведь елка после выполнения своего ритуального назначения отправится служить дальше, а не будет выкинута на помойку. Цена тут, впрочем, не только для привлечения внимания: «Это елки из Германии, они очень пышные и красивые, когда такое дерево появляется в доме, вау-эффект гарантирован», - объясняет совладелица Rentmania Людмила Булавкина. Акция должна прорекламировать не только сервис, но и принципы шеринговой экономики, такие как экологичность, временность использования, достойное качество предлагаемых вещей.
Около футбола
О шеринге жители столицы узнали несколько лет назад, когда в столице появились сервисы по краткосрочной аренде машин. В Москве каршеринг был запущен в 2015 году при поддержке городских властей, и сейчас, по данным Дептранса, им пользуются порядка миллиона человек, при этом популярность сервисов растет на 12 – 15 процентов ежегодно. Понятно, что аналогичным образом можно арендовать велосипед или электросамокат, но вряд ли по силе воздействия на сознание это может сравниться с автомобилем, который всегда воспринимался как что-то очень личное и во всех смыслах дорогое.
Еще один шаг к новому пониманию мира мы могли сделать в период Чемпионата мира по футболу, когда предприимчивые горожане неплохо заработали на приезжих болельщиках, сдавая им свои квартиры и комнаты посуточно с помощью Airbnb. Наверняка у многих после этого возникло ощущение, что так можно жить и дальше.
Экономисты конкретизируют это ощущение в цифровом выражении. Эксперты McKinsey полагают, что к 2025 году до 50% мировой экономики будут задействованы в совместных моделях потребления.
Аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC) считают, что за счет пяти ключевых направлений - путешествий, совместного использования автомобилей, финансов, поиска персонала, а также потоковой передачи музыки и видео объем шеринговой экономики вырастет до $335 млрд – тогда как еще пять лет назад он составлял $15 млрд.
В коворкинг на каршеринге из коливинга
В Москве сегодня можно воспользоваться не только каршерингом или взять велосипед на полчаса, чтобы доехать до своего коворкинга. Индустрия только набирает обороты, но масса энтузиастов пробует самые разные рыночные ниши, в которых старается работать по новым принципам.
К примеру, еще в 2012 году появился сервис «Федеральный арендный портал» - http://f-a-p.ru - маркетплейс по аренде строительной техники и оборудования, который действует в большинстве регионов страны. В Москве, по информации с сайта ФАП, в аренду предлагается более 6 тысяч единиц спецтехники, находящейся в собственности у разных компаний и частных лиц. Пользователь размещает заказ, затем, в среднем за 10 минут, происходит электронный аукцион. В общем, все как на Youdo, только по итогам приедет не компьютерный мастер, а погрузчик или экскаватор.
В 2018 году в районе Москва-сити заработал сервис Rubashki Club, который решил позаботиться о ежедневном гардеробе офисных работников. За 2 – 3 тысячи рублей в неделю пользователям предлагается комплект из 3 – 5 качественных итальянских рубашек, которые привозятся чистыми и глаженными, а затем забираются обратно. Клиентам не приходится тратить время ни на походы по магазинам, ни на чистку–глажку.
Разумеется, далеко не каждая идея, связанная с шеринговыми услугами, оказывается рабочей. К примеру, в 2013 году две студентки экономфака МГУ – Елена Шабусова и Ольга Лобанова – запустили сервис по прокату книг www.friends-book.ru. Они закупили на старте проекта около 600 наименований книг, сняли офис, организовали пункт выдачи на Мясницкой. Инвестиции в проект составили порядка 500 тыс. рублей. Спустя три года стартап прекратил существование, - закончились деньги на аренду, свою аудиторию найти у авторов проекта не получилось.
Как считают участники рынка, сознание россиян пока еще достаточно консервативно, правда, изменения происходят: «У себя мы наблюдаем рост в среднем на пять процентов в год», - рассказывает Людмила Булавкина из Rentmania. Сравнивая ситуацию 2014 года, когда сервис только начал работать, и текущий момент, Людмила отмечает, что у нас по-прежнему рынок продавца: «Прокатных компаний стало чуть больше, но все же их очень мало. Ассортимент несколько расширился, а также выросло качество, при том, что цены особенно не снизились. К примеру, перфоратор как стоил 400 рублей в сутки, так и сейчас стоит столько же. Правда, качество товаров изменилось – сейчас это будет уже более качественный инструмент», - рассказывает Людмила.
На сайте Rentmania можно арендовать, к примеру, посудомоечную машину. Цена — 700 рублей в день (при этом две недели аренды обойдутся всего в 3000 рублей, - чем более длительный срок, тем вещь оказывается дешевле). Доставка посудомойки сотрудниками сервиса будет стоить 1490 рублей. Аренда туристического рюкзака обойдется в 300 — 1000 рублей за три дня — но если аренда месяц, то заплатить придется пару тысяч.
Как отмечает создательница площадки Sher.ru Александра Дорф, за исключением площадок «Авито» и «Юла», которые причисляют себя к шеринговым сервисам, масштабных проектов на российском рынке нет: «Наши люди в массе не готовы пока воспринимать вещи, бывшие в использовании… Покупка б/у машины в трейд-ин – да, лизинг для физлиц сейчас заходит на российский рынок. Но что касается платформ, к примеру, для б/у одежды, то пока они не состоятельны в качестве коммерчески успешных. Чтобы бизнес развивался, должен сформироваться рынок, поменяться сознание. На это может уйти лет 10», - считает Дорф. Ее сервис Sher.ru возник в 2016 году на базе «мамского» сообщества, в котором женщины обменивались детскими вещами (впоследствии от узкой темы автор проекта ушла). Идея сервиса - обмен качественными, но более не нужными вещами, без денег, с использованием собственной внутренней валюты.
И все же, полагает Людмила Булавкина, ситуация на рынке уже меняется за счет притока мелких арендаторов, благодаря которым серийные прокатчики снижают цены: «Чем больше предложений от разных владельцев, тем больше конкуренция. Крупные операторы проката (конторы), чтобы конкурировать с физиками, снижают цены», - поясняет она. Что касается самой Rentmania, то сервис сознательно движется в сторону увеличения среднего чека: «Мы убираем слишком дешевые товары – до 300 рублей – хотим, чтобы был более дорогой и привлекательный ассортимент», - говорит Людмила.
Не для продажи
Как актуальная альтернатива продажам, шеринг сейчас интересует в том числе производителей. Татьяна и Войтек Славинские занялись пошивом детских вещей примерно 10 лет назад. Сначала производили постельное белье, затем, по просьбам клиентов, переключились на детскую одежду. Долгое время цех располагался в Белоруссии, в приграничной области по соседству с Польшей, но три года назад они решили перебраться в Подмосковье, - поближе к клиентам. Сейчас на производстве у них работает 30 человек, которые отшивают до 10 тысяч детских курток, штанов и комбинезонов под маркой Kugar ежегодно: «Нас уже знает аудитория, мы мы продаем через Wildberries, и там мы со нашими вещами обычно на первых страницах в своих товарных категориях — при том что за продвижение не платим. Сотни хороших отзывов от покупателей и высокий рейтинг — все это очень приятно», - рассказывает Войтек.
Несколько лет назад супруги решили встретиться с владельцами магазинов в регионах, где покупают их одежду, и проехали на грузовой машине, заполненной товарами собственного производства, через всю Россию — до самого Дальнего Востока: «Мы съели за время пути 17 килограммов семечек», - смеется Татьяна.
Сейчас под брендом Kugar уже можно купить вещи на самых взрослых детей, но основная возрастная группа, на которую производятся вещи — от 0 до 3 лет: «Две наши визитные карточки - комбинезон трансформер, который превращается из конверта в комбинезон. Подкладка там с польской овчиной - теплая, нравится людям. Другая визитка - велюр - покупаем его у турок, отшиваем утепленные комбинезоны, очень мягкие на ощупь. Клиенты их обозвали плюшиками», - рассказывает Войтек.
К идее шеринга супругов подвели дети - старший сын Войтека увлекся экологией: «Он стал нам доказывать, что мы живем неправильно, что животных надо спасать. Стали задумались о том, что мы едим, начали ограничивать мясо, постепенно от него отказались. Вещи, которые мы выпускали в 2011 - 13 году, до сих пор можно встретить на детях — то и дело видим их на улицах. Мы задались вопросом - а зачем людям их перепродавать или попросту выбрасывать, если мы можем их отремонтировать, выстирать, отдать в дальнейшую эксплуатацию, правильно обработав и восстановив водоотталкивающее покрытие», - объясняет Татьяна.
Детские вещи сегодня стоят дорого, при этом покупать их приходится едва ли не каждый сезон — прошлогодние могут оказаться не в пору: «Люди тратят сумасшедшие суммы, чтобы одеть ребенка на пару месяцев. При этом покупаешь хорошую и дорогую, либо покупаешь абы что. Еще бывает так - берешь ребенку комбинезон весной, но хочешь, чтобы он был впору и осенью. Берешь поэтому на вырост. Где-то в середине лета вещь становится впору, а осенью ребенок ходит, натягивая рукава. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда четырехмесячному малышу покупают комбинезон из мембраны на годовалый возраст. Правильно - покупают чтобы вещь пригодилась на следующую зиму. Но если размер больше, вещь не будет греть как должна. Это будет мешок. А потом начинаются жалобы - ой мы замерзли в вашем комбинезоне. Мы удивляемся - нам пишут из Якутии, где минус сорок, что все хорошо, а в Москве, где минус десять, ребенок замерзает. Начинается - какого роста ребенок - угу. Какого роста комбинезон - ага - ну через год вы в нем не замерзнете. Ребенок в движении и ребенок в коляске - разные вещи - один - в движении, второй - в коляске. Используются другие материалы», - рассказывает Татьяна.
Все эти соображения подтолкнули владельцев марки Kugar попробовать новый способ взаимоотношений с потребителем — не продавать, а сдавать детские вещи в аренду. По их расчетам, аренда вещи оказывает в два раза выгоднее для родителей, чем покупка. Специально под этот проект был сделан отдельный сайт — https://upto.ru/. Пока в аренду предлагается верхняя одежда для первых лет жизни, в дальнейшем предприниматели хотят взять на себя всю головную боль родителей по поводу детского гардероба: «Мы хотим выстроить схему работы так, чтобы родители нам говорили пол ребенка и месяц рождения, а дальше мы бы давали им в аренду коробку с комплектами на первый, второй и так далее месяцы - ползуночки, распашонки и так далее. Сложность, что в РФ нет ни одного производителя, который бы выдержал такую программу - белье должно быть из идеальных тканей, самого высокого качества хлопка - магазины сейчас торгуют одноразовыми вещами. Два раза в стиралку кинул, изделие деформировалось, вытянулось, и все — используется хлопок низкого качества с добавками, самыми дешевыми красителями. Мы планируем запустить такую программу через год - два - заказывать будем белье у европейских фабрик, с качественным пошивом, это будут вещи, которые можно будет постирать в 90 градусах, с него слезут все пятна, соки, и белье достанется следующему ребенку как новое. Такая программа есть в Дании, - вообще пока это единственный пример», - говорит Войтек.
Пробуют себя в шеринге и крупные игроки рынка fashion-ритейла. В конце 2019 года о начале эксперимента с прокатом вещей заявил бренд H&M, который за 37$ в неделю предлагает покупателям аренду вещей. Выбор пока ограничен 50 предметами одежды. Работает эта система в одном из стокгольмских магазинов бренда. Кроме того, в Китае ритейлер начал сотрудничать с крупнейшей в стране онлайн-платформой по прокату одежды YCloset.
Pro bono
Шеринг как бизнес в России пока коммерчески не всегда оправдан. Даже гиганты новой экономики — каршеринговые сервисы, пока не в плюсе. Так, по данным СПАРК, выручка «Яндекс.Драйв» за 2018 год составила 1,129 млрд, чистый убыток — 550,6 млн рублей.
Рынку еще предстоит сформироваться, а людям - привыкнуть жить в новой парадигме. Насколько получится «достучаться» до родителей, супруги Славинские пока не знают — программа запущена с Нового года, ею воспользовались лишь единицы, и сейчас происходит этап апробации.
Александра Дорф из Sher.ru признается, что пока сервис не является финансово выгодным, - по ее словам, сейчас она рассматривает несколько вариантов, как монетизировать проект.
Rentmania стабильно закрывает до 100 сделок в день, от каждой получая свой процент (в случае с бюджетными вещами он достигает 35%, а если арендовать, допустим, автодом, комиссия не превысит 15%).
Однако, по словам Людмилы Булавкиной, компания устала раскачивать рынок, и теперь рассчитывает на естественный рост спроса. При этом чуть более года назад головной офис компании переехал в Хельсинки, получив поддержку от финского правительства в рамках программы для инновационных стартапов вне ЕС — теперь Rentmania сосредоточена на развитии на европейских рынках, поскольку там работать, как полагают в компании, проще в силу большей заинтересованности европейцев в шеринговой экономике.