Высокий стиль московского метро

Высокий стиль московского метро

Высокий стиль московского метро
Высокий стиль московского метро
Московская программа метростроения – одна из самых масштабных в мире. За последние 11 лет в российской столице построено 69, а сегодня возводятся еще десятки станций метро. Несмотря на такой масштаб работ, проект каждого станционного комплекса уникален и индивидуален – они функциональны, удобны, красивы и оригинальны. Сегодня специалисты Группы компаний «Мосинжпроект» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства московского метро), работая над отделкой и оформлением новых станций, продолжают лучшие традиции прошлых лет, но на новом технологическом и творческом уровне.

Строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) метро остается приоритетной задачей московских метростроителей. Первый участок этого кольца – от «Петровского парка» до «Делового центра» – открылся в феврале 2018 года, а уже до конца этого года предполагается завершить основные строительные работы на всем его протяжении. И это при том, что БКЛ станет самой протяженной подземной кольцевой линией в мире – на 70 км кольца разместится 31 станция. «Запуск БКЛ кардинально меняет движение всего городского общественного транспорта в городе. К новым станциям пошли новые маршруты автобусов, электробусов и трамваев. А когда БКЛ запустим полностью, улучшение транспортной доступности в Москве почувствует практически каждый житель города», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. «В прошлом году запущены в эксплуатацию 12 станций и электродепо «Сокол», теперь на БКЛ работают 22 станции, то есть треть всей линии. Кроме того, благодаря слаженной работе Группы компаний удалось достичь рекордных темпов проходки и обеспечить своевременный ввод участков Большого кольца», – подчеркнул генеральный директор
АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

Помимо колоссального транспортного эффекта, который даст запуск БКЛ, нельзя не отметить эстетическую красоту и инженерную сложность этой линии метро как сооружения, потому что вопросам внешнего облика станций уделяется особое внимание. Выбрать лучший дизайн будущих станций помогают открытые архитектурные конкурсы, которые проводятся в Москве с 2014 года. Именно в рамках этих конкурсов архитекторы разработали дизайн нескольких станций БКЛ, таких как «Мнёвники», «Терехово», «Марьина Роща», «Рижская», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар». «Московское метро всегда было примером стиля и высокой архитектуры, поэтому и новые станции должны «держать марку». Мы рассматриваем конкурсы как флагман с точки зрения продвижения интересов архитектуры», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Преемственность традиций высокохудожественного оформления станций чувствуется в сохранении исторических чеканных панно, созданных в 1969 году скульптором Зоей Ветровой на станции «Каширская». На реконструируемой платформе смонтированы новые буквы высотой 30 сантиметров из нержавеющей стали. Кроме того, свои места на путевых стенах уже заняли отреставрированные исторические чеканные панно. Композиции из листового алюминиевого сплава «Линия электропередачи», «Планеты и спутник», «Дома и метрополитен» и «Гидроэлектростанция» будут расположены зеркально друг к другу. Активные отделочные работы начались в восточном вестибюле реконструируемой станции «Варшавская». В западном вестибюле, расположенном со стороны Чонгарского бульвара, отделка выполнена уже почти наполовину, идет укладка пола и облицовка стен. Отметим, пол здесь выстилают шимановским гранитом светло-серого цвета, а стены отделывают панелями из белого саянского мрамора и темного гранита Лабрадорит и Габбро.

Оригинальными и интересными будут и новые станции строящегося Большого кольца. Например, по словам Андрея Бочкарёва, центральным художественным элементом дизайна станции «Нагатинский Затон» станут 12 панно с изображением рыб водоемов Московского региона. Самые значительные из них по размерам «Щука» – 13,4 на 3,6 метра и «Налим» – 13 на 3,5 метра, а к настоящему времени уже установлены три композиции на одну из стен – это «Карась», «Бычок» и «Ротан». Воплощение замысла архитекторов – трудоемкая, кропотливая и ответственная работа. Примечательно, что все изображения выполнены из натурального камня и декоративного материала смальта в технике мозаичного панно. Из мастерской «рыбы» доставляются на станцию в разобранном виде, затем непосредственно на станции проходит сборка панно в единую композицию, и далее оно устанавливается на специально подготовленную стену. Параллельно с художественным оформлением станции на ее платформенном участке ведется укладка пола гранитом и облицовка стен мрамором, продолжается монтаж инженерных систем.
Другим интересным решением, которое перенесет пассажиров метро в эпоху XVII века, станет оформление станции «Кленовый бульвар» в стилистике архитектуры дворца царя Алексея Михайловича, расположенного поблизости в музее-заповеднике «Коломенское». Подвесной потолок станции с расположенными внутри светильниками будет имитировать звездное небо. Сейчас на потолке устанавливают алюминиевые сотовые панели, а также протягивают кабели для монтажа архитектурного освещения. «Подвесной потолок выполнен из легированного алюминия с декоративным покрытием, а зеркальные элементы, используемые в отделке, завершают образ и зрительно увеличивают пространство. Также начинается монтаж светильников во всех уровнях – на стенах и под потолком станции», – пояснил Юрий Кравцов.

Одновременно с этими работами строители приступили к архитектурной отделке пола, стен и потолка платформенного участка на станции «Печатники». Одно из основных художественных решений в оформлении «Печатников» – сочетание черного и белого цветов, а в основе архитектурного облика станции – образ заглавной буквы названия. «Колонны, расположенные у эскалаторов и лестниц переходного моста, представляют собой композицию из двух букв «П». Они выполнены из мрамора черного цвета. В торцах станции появятся композиции из перевернутых букв «П», которые станут служить скамейками для пассажиров», – рассказал Юрий Кравцов. Общепризнанным фактом является то, что помимо оригинальных архитектурных находок столичная подземка выделяется и рядом сложнейших инженерных решений. Среди них примечателен своей длиной эскалатор на станции «Марьина Роща». «В первую очередь здесь началась пусконаладка соединяющих вестибюль с платформенным участком четырех 130-метровых эскалаторов – самых длинных в Московском метрополитене. Будет также производиться очистка направляющих ступеней и цепей. Далее начнется пусконаладка четырех эскалаторов длиной 30 метров, расположенных в зоне пересадки на действующую станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. Сейчас на потолке наклонного хода, в котором расположены эскалаторы, завершается монтаж водозащитных зонтов», – отметил Андрей Бочкарёв.

На станции «Марьина Роща» Большого кольца метро полностью завершены монолитные работы, уложено верхнее строение пути, полным ходом ведется архитектурная отделка платформы. Помимо этого выложен гранит на полу платформы и зоны пересадки, монтируют мраморные панели на стенах, ведется подготовка к покраске путевых стен. Одновременно с этим идет монтаж инженерных систем, а также раскладка кабельно-проводниковой продукции. Оценивая мастерство и профессионализм проектировщиков и инженеров, стоит отметить, что его высшим проявлением стало совмещение эстетической и практической функции панелей-зонтов на потолке платформенного участка станции «Рижская» северо-восточного участка БКЛ, они выполняют как декоративную, так и гидрозащитную функции. Здесь продолжается также установка главных архитектурных элементов станции – металлических арочных порталов, связывающих центральный зал с платформами, всего же будет 16 арок – по восемь с каждой стороны. Как рассказал Юрий Кравцов, уже началась подготовка к монтажу архитектурной подсветки платформенного участка. В настоящее время в вестибюле идет монтаж инженерных систем, после завершения установки оборудования будут продолжены облицовочные работы.

Надежность и качество работ, высокий стиль архитектуры строящихся станций, неповторимый, глубоко индивидуальный характер каждой из них находит отклик не только у москвичей, но и у профессионалов отрасли – проекты станций принимают участие в ежегодном конкурсе «Лучший реализованный проект в области строительства». «В этом году в конкурсе представлены три наших объекта: это реконструированный многофункциональный комплекс электродепо «Сокол», электродепо «Братеево» и новый участок БКЛ с 10 станциями от «Терехово» до «Каховской»», – отметил Кравцов.®

Теги: #