Впервые на Манеже

Впервые на Манеже

Впервые на Манеже
Впервые на Манеже
ХXIV выставка «АРХ Москва» оказалась одной из самых масштабных и авторитетных за последние годы

Впервые в своей истории Международная выставка архитектуры и дизайна «АРХ Москва» прошла на прошлой неделе в ЦВЗ «Манеж». Проекты домов по программе реновации и стройматериалы будущего заняли здесь все пространство. Но самым ярким оказался стенд Москомархитектуры: он рассказал посетителям о новых станциях столичного метро.

В торжественной церемонии открытия архитектурного форума приняли участие заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, основатель выставки «АРХ Москва» Василий Бычков и ее куратор – архитектор, преподаватель Института общественных наук РАНХиГС Илья Мукосей.

В работе выставки, которая длилась четыре дня, приняли участие более 10 тысяч человек. В ходе рабочей программы форума состоялось 200 презентаций, семинаров, дискуссий, заседаний круглых столов и выступлений. Главной идеей выставки стало сочетание старого и нового в архитектуре, диалог культур в решении проблем сохранения исторического наследия и новаторства. Вместе с тем центральное место в обсуждениях заняли градостроительные программы российской столицы, которые задают тон в развитии территорий по всей стране.

Безусловно, главным трендом развития всех мировых мегаполисов, в том числе и Москвы, является активное формирование новой современной транспортной системы. Именно она призвана сократить время, затрачиваемое жителями больших городов в дороге, упрощает логистику, а значит, способствует росту экономики и созданию новых точек роста в старых границах города.

Два центральных стенда выставки – Москомархитектуры и инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» – были посвящены теме строительства метро. Не секрет, что в последние годы приоритетным направлением в политике города является развитие общественного транспорта, в особенности метрополитена. Столичное метро всегда демонстрировало комфорт, новаторские идеи, красоту объемов и деталей. Экспозиция комитета представила идею архитектурных конкурсов, которые проводятся для определения облика и дизайна будущих станций. Напомним, что с 2014 года уже было проведено четыре конкурса, в ходе которых выбраны концепции девяти станций – по-настоящему интересные и яркие. Это несомненный успех как в плане популяризации профессии, так и в открытии новых имен в архитектуре. Вторая презентация – интерактивный стенд
«Мосинжпроекта» рассказал посетителям о достижениях и планах столичного метростроения. За прошедшие восемь лет общая протяженность линий метро выросла на 45%; было построено 136 км линий и 73 станции – с учетом Московского центрального кольца (МЦК), а также восемь депо для обслуживания и ремонта поездов. Предполагается, что уже в 2023 году 90% москвичей получат метро в шаговой доступности. Для этого будут построены еще 55 станций и шесть депо, а также проложено 134 км линий метро.

Наряду с обсуждениями проблем транспортной системы особое внимание участников выставки было привлечено к дискуссии о новых форматах жилья. Эксперты круглого стола обсудили, как проектировать и строить жилье новых форматов, зачем инвестировать в такие проекты и кто может стать их покупателем.

Большой интерес у экспертов вызвал круглый стол, посвященный теме формирования интересных для жителей дворов и комфортных придомовых территорий в плотно застроенном городе. За последние годы вектор развития Москвы существенно изменился. Вместо застройки удаленных от центра новых территорий появляется все больше проектов в старых обжитых районах. Таким образом, проекты становятся новыми центрами развития районов, омолаживая их и придавая им новый смысл.

В ходе форума обсуждались также проблемы формирования комфортной световой среды городов. Специалисты из МАрхИ, Центра нанотехнологий и наноматериалов, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Института региональных исследований и городского планирования факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и других учреждений высказали рекомендации по организации дорожного освещения в условиях плотной застройки мегаполисов, по формированию комфортной и художественно выразительной световой среды городов, использованию новейших технологий в этой сфере, а также по проблемам энергосбережения.

Обширная программа была посвящена не только
теоретическим вопросам урбанистики и градостроительства, но и конкретным проектам российских регионов. Например, интерес специалистов и экспертов вызвала пресс-конференция, посвященная старту двух профессиональных конкурсов, которые пройдут этим летом в Якутии. Один должен будет определить концепцию туристского кластера села Оймякон. Он объединит российских и зарубежных экспертов в области архитектуры, проектирования и развития туристических кластеров, чтобы раскрыть потенциал Оймякона как мирового центра экстремального туризма. Это место известно как один из полюсов холода и входит в список населенных пунктов с самыми экстремальными условиями для жизни человека. Другой конкурс призван определить идею оформления площади имени В.И. Ленина в Якутске как центрального общественного пространства города.

Такой большой интерес к архитектуре в Москве и России не мог не найти отражения и за рубежом. Как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, к числу наших достижений необходимо, безусловно, отнести 16 отечественных проектов, представляемых в этом году на престижную премию World Architecture Festival Awards (WAF). Среди них – Центр художественной гимнастики и Дворец водных видов спорта в «Лужниках», парк «Тюфелева роща» на ЗИЛе, Технопарк Сбербанка в «Сколково» и другие».

Теги: #