Великий и неповторимый

Великий и неповторимый

Великий и неповторимый
Великий и неповторимый
В Лаврушинском переулке начала работу необычная выставка. Она знакомит посетителей с творческим наследием Алексея Щусева. Впервые крупнейший отечественный архитектор представлен не только как блестящий зодчий, но и как великолепный рисовальщик и оригинальный музейный куратор. Третьяковку посетил корреспондент «Московской перспективы».

Редкий москвич не знает фамилии Алексея Щусева. А даже если такой есть, то с творениями великого зодчего он знаком наверняка. Мавзолей Ленина на Красной площади, великолепное здание Казанского вокзала, гостиница «Москва» (теперь – отель Four Seasons Hotel Moscow 5*) на Манежной площади, самая красивая станция столичного метрополитена «Комсомольская»-кольцевая, спроектированное в виде итальянского палаццо здание КГБ на Лубянке… Список можно продолжать долго.
Но архитектура – далеко не единственная сильная сторона таланта Алексея Щусева. Экспозиция в Третьяковке, посвященная юбилею архитектора, должна исправить однобокое восприятие его грандиозного таланта. В залах музея размещены около двухсот работ, за ними можно разглядеть не только знаменитого архитектора, но и талантливого рисовальщика. «Эта выставка представляет Щусева как универсальную фигуру невероятного масштаба, который можно сопоставить действительно с гениями эпохи Возрождения», – сказала генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

В экспозицию вошли архитектурные проекты, эскизы интерьеров и уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Алексея Щусева. Среди них Марфо-Мариинская обитель и Казанский вокзал в Москве. «Конечно, великий зодчий! Но в душе он колорист и живописец, который очень красиво мог донести цвет и вкус будущей постройки», – пояснила Инна Соловова, заведующая отделом научной реставрации графики ХVIII – начала ХХ века Третьяковской галереи. Многие произведения и документы выставки представлены публике впервые. Большинство из них, по словам Инны Солововой, пришлось тщательно реставрировать, поскольку в музей они попали в «руинированном» состоянии – со следами плесени из-за неправильного хранения, затертые, поврежденные насекомыми. «Была проведена большая, сложная и многогранная работа – именно научная реставрация, потому что это и разные фактуры, и разные бумаги, использовались и гуашь, и тушь, и темпера, и акварель, и карандаш», – говорит Инна Соловова.

Первый зал выставки посвящен 1926–1928 годам, когда Алексей Щусев занимал должность директора Третьяковской галереи, а также периоду, когда был ее главным архитектором. Представленные материалы – документы и проектные чертежи –
позволяют оценить масштаб его замыслов. Вследствие национализации частных коллекций запасники и залы Третьяковки были сильно перегружены, что не позволяло развесить картины. Щусев добился присоединения к галерее бывшего дома Соколикова в Малом Толмачевском переулке, куда переместил административные службы, сделал ряд пристроек. Кроме архитектурного новаторства он занимался и популяризацией музея, продумывал экскурсионные программы, организовывал дискуссионные клубы.
Второй и третий залы рассказывают о работе зодчего над Покровским храмом Марфо-Мариинской обители. Архитектор выполнил проекты его фасадов и интерьеров, разработал детали декоративного убранства и утвари для проведения богослужений.
И в содружестве с художником Михаилом Нестеровым он, по мнению экспертов, создал одно из лучших произведений русского модерна. Здесь же представлен «бумажный аналог» храма. Благодаря обширной коллекции подготовительных шаблонов каменной резьбы организаторы воссоздали композицию «Райский сад» – декор восточного склона северного притвора церкви.
Два зала повествуют о создании проекта Казанского вокзала, где Щусев соединил мотивы восточного и древнерусского зодчества. В 1913 году он представил первый вариант проекта, который потом дорабатывал, в Министерство путей сообщения.
В центре композиции была многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике в ансамбле Казанского кремля. В Третьяковке выставлен тот самый рисунок, который позволил Щусеву обойти в конкурсе выдающегося современника Федора Шехтеля.

Малоизвестный факт – во время строительства вокзала Щусев планировал открыть посвященный истории его создания музей. Однако проект так и остался фантазией. В память об этом замысле архитектора в Третьяковке хранятся рисунки и графические работы знаменитых художников, привлекавшихся к проекту: Евгения Лансере, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева и других. Еще один ценный экспонат выставки, которая продлится до 14 мая, – портрет Алексея Щусева работы Бориса Кустодиева, написанный, когда архитектор трудился над проектом Казанского вокзала.

Теги: #