В центре развития

В центре развития

В центре развития
В центре развития
Стив Иу о том, как создаются комфортные ТПУ в Гонконге

Гонконг во многом напоминает Нью-Йорк, Лондон и Москву. Это неугомонный город небоскребов, который никогда не спит. И хотя атмосфера динамичного мегаполиса витает повсюду, все же отличие от других мест здесь есть – это не только вода, горы и высотки, но и уникальная транспортная система: четкая, пунктуальная и хорошо организованная. Главное – это подход к планированию. Здесь не возводят отдельно станции метро, железной дороги, это лишь часть глобальных проектов. Об этом рассказал в интервью «МП» главный советник по планированию и вопросам недвижимости MTR Corporation Limited (Гонконг) Стив Иу.

Господин Иу, в чем главное отличие транспортных систем Москвы и Гонконга?

– В Гонконге нет таких красивых станций, как в Москве, но мы знамениты своей системой интеграции разных видов транспорта: это метро, железная дорога, которые прекрасно взаимосвязаны. Около половины станций изначально разрабатывались с учетом удобных пересадок.

Гонконг находится на юге Китая, это вертикальный город, который растет вверх, а не в стороны, поэтому он обладает высокой плотностью населения. Многие люди предпочитают пользоваться общественным транспортом, поскольку он наиболее прогнозируемый и комфортный. Как правило, это граждане, которые привыкли ценить свое время.

У железных дорог (в это понятие мы включаем также метро и трамваи) есть две основные задачи – комфорт, безопасность пассажиров и прибыльность.

Нам была очень нужна система метрополитена. Но у города не было средств на его строительство, поскольку они вкладывались в образование, жилье и рабочие места. Тогда мы приняли решение, что эта транспортная система должна стать самоокупаемой.

Как вы этого добились?

– Мы приняли решение строить не просто станции метро, которые выполняют чисто транспортную функцию, а возводить центры развития территорий, которые включают набор дополнительных услуг: магазины, жилье, всевозможные развлечения, рабочие места.

В 1975 году была основана корпорация MTR, которая полностью отвечала за создание системы метро. У нас не было инвестиций от государства, поэтому мы сначала показали прибыльность проекта, после чего вышли на биржу. В состав совета директоров вошли министры – это нужно было для того, чтобы показать не только коммерческую важность проекта, но и заинтересованность в нем государства.

Сегодня в структуре доходов метрополитена почти половина – это то, что мы получаем от сферы торговли и развлечений. Благодаря этому у нас есть финансовые ресурсы, которые мы направляем на поддержание бесперебойной работы этого вида транспорта.

Наша модель называется «железная дорога плюс недвижимость». Мы не разделяем две эти составляющие. Люди, которые живут вблизи станций, пользуются не только транспортом, но и всей сопутствующей инфраструктурой.

Сохранилась ли такая система сегодня или новые линии и станции строит государство?

– Разумеется сохранилась. Когда нам говорят, что нужно построить новую станцию или новую линию, мы смотрим, как будем развивать прилегающие территории. После всех согласований и одобрений выплачиваем деньги за землю, которую планируем использовать. MTR полностью финансирует строительство, правительство же дает только скидку на участки, поскольку заинтересовано в этом.

Далее мы работаем с девелоперами и делим с ними все риски, но и прибыль в дальнейшем мы тоже делим с ними.

Что нужно, чтобы проекты были успешными?

– Нужно содействие чиновников, законодательства, которое поддерживает именно такую структуру. Также важно, чтобы большое количество услуг и сервисов могли существовать рядом со станцией.

Важно создавать современные комфортные общественные пространства, которые будут привлекать пассажиров и местных жителей. Мы считаем, что в этом залог успеха.

Расскажите о проекте, который находится в центре вашего внимания сейчас.

– Сейчас мы реализуем проект комплексной застройки района Западный Коулун (West Kowloon Cultural District). Территория, предназначенная для реализации проекта, – это обширное пространство с видом на гавань. Там мы планируем строительство крупного культурно-социального комплекса. Проект предусматривает создание музеев мирового значения, галерей, культурного центра, жилого комплекса, а также вокзала сверхскоростного железнодорожного сообщения. Все это наряду с коммерческой недвижимостью будет полностью интегрировано в «зеленую» среду, а два километра набережных позволят в полной мере насладиться панорамой города.

Правительство Гонконга вложило в реализацию культурного центра Западного Коулуна (WKCD) 2,8 млрд долларов. Завершится проект не ранее 2031 года.

Теги: #