В ногу со временем

В ногу со временем

В ногу со временем
В ногу со временем
Крупные города мира, несмотря на пандемию коронавируса, в ходе своего развития продолжают реализацию мегапроектов в борьбе не только за инвестиции, но и за самое в настоящий момент главное – за человеческий капитал. Так, в последние годы заметно усилился тренд на вовлечение жителей в процесс управления городами. Более того, приоритетом стали именно поиск компромиссов в градостроительной политике, человекоориентированность и создание максимально комфортных условий для жизни людей, для их работы и отдыха. О реализации масштабных градостроительных проектов в Москве и трендах мировой урбанистики «Московской перспективе» рассказал вице-президент по международным отношениям АО «Мосинжпроект», в прошлом – министр по вопросам городского развития французской столицы, куратор проекта «Большой Париж» Морис Леруа

▶ Господин Леруа, как вы оцениваете изменения, произошедшие в российской столице за последние годы?
– Москва сделала огромный шаг вперед за последнее десятилетие. Из просто крупного и богатого города российская столица превратилась в один из наиболее динамично развивающихся мировых мегаполисов – это видно невооруженным глазом, достаточно пройтись по городу. Одновременно в Москве реализуется ряд грандиозных проектов, благодаря которым создаются условия для разнообразной и качественной жизни горожан.
Очень важно, что реализуемые начинания связаны между собой, а различные программы и проекты дополняют друг друга и усиливают эффект. Именно комплексный подход, полицентризм, учет мнения жителей и внедрение инноваций позволяют решать традиционные для мегаполисов проблемы и создавать условия для мощного развития. Благодаря этому Москва становится сильнее и как экономический, инвестиционный центр, и как пространство для комфортной жизни.

▶ О каких проектах вы говорите?
– Безусловно, впечатляет программа транспортного развития Москвы. Автомобильные пробки, загруженность транспортных артерий, общественного транспорта – традиционная болезнь мегаполисов, и Москва не стала исключением. Однако развернутая здесь программа строительства автомагистралей, развязок, линий метро и железных дорог уже дает результаты. По оценкам независимых международных экспертов, возведение разнообразной транспортной инфраструктуры в Москве является одним из самых масштабных и быстрореализуемых проектов в мире.
Не менее важным аспектом этой программы стало возведение транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Помимо чисто транспортной функции ТПУ призваны решить проблему моноцентричности. Строительство коммерческих объектов в их составе отвечает сверхзадаче градостроительного развития – децентрализации Москвы. При совмещении в ТПУ транспортной составляющей с коммерческой, при наполнении их офисами, магазинами, объектами развлечений и услуг создаются новые точки притяжения и центры деловой активности.

▶ Говоря о полицентричности, нельзя обойти вниманием проект «Новая Москва» – в 2012 году в состав российской столицы вошли новые территории. Вы, господин Леруа, ранее курировали аналогичный проект «Большой Париж». Можно ли сравнивать эти проекты?
– Это грандиозные по своим масштабам проекты, которые в действительности имеют много общего. Рост экономики в целом как во Франции, так и в России невозможен без роста столичных агломераций. В свое время проект «Большой Париж», стартовавший в 2007 году, был примером для Новой Москвы, однако сегодня можно сказать, что ученики превзошли своих учителей. Залог успеха – правильно выбранная стратегия развития, в основе которой комплексный подход. Он предполагает одновременное строительство жилья и коммерческих объектов, позволяющих обеспечивать новоселов рабочими местами, а также создание современной инженерной и дорожно-транспортной системы.
Показательно, что в новые округа Москвы сегодня переезжают не только люди из других регионов, но и жители столицы из других ее районов. Это говорит о качестве жизни, успехе проекта и его большом потенциале на будущее.

▶ Еще одним градостроительным мегапроектом стала программа реновации жилья. Поделитесь опытом, как аналогичная программа реализовывалась во Франции?
– Действительно, ветхое жилье стало в свое время серьезной проблемой для Парижа да и для всей Франции. Основной задачей программы было определено сочетание условий преобразования города и повышения качества жизни людей. Именно поэтому в центре усилий архитекторов и дизайнеров оказались интересы и желания жителей. И когда спустя несколько лет после перестройки Парижа был проведен опрос среди тех, кого коснулись изменения, около 90% опрошенных выразили удовлетворение их результатами.
Уверен, что и в Москве программа будет иметь успех, и первые результаты, на мой взгляд, уже достаточно успешны. Здесь также прорабатываются проекты разностороннего развития – комплексного и отвечающего интересам большинства жителей. Считаю, что, как и в Париже, реновация в Москве вдохнет новую жизнь в старые районы, обогатит их, поможет развить сеть социальных объектов и создать дополнительные рабочие места в шаговой доступности от жилых домов.

▶ Исходя из вашего опыта, как необходимо выстроить конструктивный диалог с жителями?
– Москва уже использует разнообразные возможности и инструменты для этого. В российской столице созданы современные электронные площадки по взаимодействию с гражданами. Я уверяю, что в мире не так много городов, имеющих такие интернет-ресурсы, как «Активный гражданин». Когда этот сервис показали сенаторам и депутатам нижней палаты французского парламента, он произвел на них большое впечатление. Это механизм реальной демократии, реального взаимодействия с гражданами, причем не только в избирательный период.

▶ В последние годы все большую актуальность приобретают тема цифровизации в строительной отрасли и идея умного города. Видите ли вы перемены в этой сфере в Москве?
– Хочу заметить, что такой ресурс, как «Активный гражданин», на самом деле и есть элемент умного города. Градостроители Москвы в последнее время активно используют информационные и коммуникационные технологии для повышения качества и доступности городских услуг, а также в целях уменьшения их стоимости. Причем обратите внимание: это касается общения не только с горожанами, но и с бизнесом – многие документы и процедуры для ведения бизнеса у вас упрощены и переведены в электронный вид.
В то же время надо иметь в виду, что городской интеллект – это не только повсеместная диджитализация, но и следование принципам устойчивости развития городских территорий. Этому направлению Москва также уделяет серьезное внимание, и я думаю, что совсем скоро мы увидим результаты этой работы.

▶ Как вы оцениваете возможность развития российских региональных агломераций на примере столицы России?
– Ключевое значение для успеха проекта развития агломерации имеет выбранная система управления. Эффективное развитие Большого Парижа во Франции возможно только при непосредственном участии президента и правительства Франции. Развитие региональных агломераций во Франции также напрямую контролируется правительством через механизм «плановых контрактов» между правительством и агломерациями.
В России лучшим примером и ориентиром для региональных агломераций должен быть пример Большой Москвы, полностью преобразившейся за 10 лет в вопросах качества жизни москвичей и гостей города, экономического развития, экологического равновесия. Большая Москва безвозвратно опередила Большой Париж в плане инфраструктурного развития, хотя Большой Париж начался раньше. Примененные в Москве механизмы управления, в том числе реализация комплексных инфраструктурных проектов масштаба всей агломерации посредством организаций с функцией единого заказчика-
оператора, таких как инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект», могут быть эффективны для всех основных региональных агломераций России. А накопленный операторами Большой Москвы опыт агломерационного инфраструктурного развития может в дальнейшем быть успешно применен на внешних рынках в динамично развивающихся агломерациях, например, в Индии, Вьетнаме, Турции и других странах.

Теги: #