«В наших планах – еще не один рекорд, поскольку «Мосинжпроект» продолжает работу над мегапроектами столицы»

«В наших планах – еще не один рекорд, поскольку «Мосинжпроект» продолжает работу над мегапроектами столицы»

«В наших планах – еще не один рекорд, поскольку «Мосинжпроект» продолжает работу над мегапроектами столицы»
«В наших планах – еще не один рекорд, поскольку «Мосинжпроект» продолжает работу над мегапроектами столицы»
Несмотря на все сложности, в уходящем году столица выполнила план по объемам строительства объектов метрополитена. Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству московского метро – инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» – в ближайшее время завершит строительство еще трех новых станций подземки. О новых технологиях в метростроении, внедрении новых стандартов безопасности и качества в строительстве и создании центра компетенций в области BIM-технологий рассказал генеральный директор предприятия Юрий Кравцов
Юрий Николаевич, подходит к концу 2020 год. Для многих он стал серьезным испытанием. Как пандемия сказалась на работе «Мосинжпроекта»?
– Благодаря грамотным и последовательным действиям мэра Москвы Сергея Собянина по борьбе с пандемией сейчас можно говорить о стабилизации ситуации. Трудно было весной, когда из-за закрытых государственных границ сильно осложнилась работа с подрядчиками из ближнего зарубежья. Люди не могли въехать в страну, возникли сложности с наполнением рабочих бригад. Сейчас на объектах метрополитена сохраняется мобилизационная численность людей для выполнения поставленных задач. При этом в «Мосинжпроекте» соблюдаются все предписания мэра Москвы: 30% офисных сотрудников работают удаленно, на стройплощадках и в офисах под строгим контролем действует масочный режим.

– Какие объекты метро были закончены в нынешнем году?
– В марте открылись шесть новых станций метро: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово» на Некрасовской и Большой кольцевой линиях.
Кроме того, «Мосинжпроект» как один из операторов важнейшей программы по развитию транспортно-пересадочных узлов Москвы создал и продолжает развивать на базе станции «Нижегородская» крупнейший не только в Москве, но и в Европе одноименный ТПУ. Здесь уже создана не только комфортная зона пересадки между разными видами транспорта, но и полноценное функциональное общественное пространство с большой площадью озеленения. Также в состав ТПУ «Нижегородская» входит Объединенное здание эксплуатационного персонала (ОЗЭП) высотой пять этажей. Здание будет совмещать в себе две функции: распределение потоков пассажиров метрополитена, МЦК и пригородных электричек Курского направления МЖД, а также размещение персонала эксплуатирующих служб метрополитена и персонала остановочного пункта Нижегородская Курского направления МЖД.
Нижегородская_колобаев.JPG

В августе был сдан в эксплуатацию второй этап электродепо «Руднево» для обслуживания Некрасовской линии метро – теперь здесь можно проводить диагностику работающих на линии поездов. На 99,9% готово электродепо «Братеево», сдача объекта задерживается из-за пандемии. Планируем завершить первый этап реконструкции депо «Сокол».

Возводится Троицкая линия метро – работы идут на пяти станциях первой очереди строительства, уже закончена проходка пяти тоннелей из восьми, к концу года завершим еще один.
Развернуто строительство трех станций Люблинско-Дмитровской линии до «Физтеха», начата проходка на трех оставшихся участках, один тоннель между «Улицей 800-летия Москвы» и «Лианозово» и два – от «Лианозово» до «Физтеха».

Также активно строятся станции «Пыхтино» и «Внуково» на продлении Калининско-Солнцевской линии. На «Пыхтино» ведется устройство монолитных конструкций станции, на «Внуково» близятся к завершению устройство ограждающих конструкций котлована и вынос инженерных коммуникаций из пятна застройки. На завершающем этапе – возведение опор метромоста между станциями «Пыхтино» и «Внуково». Началось проектирование двух новых радиальных линий: Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской. Кроме того, в ближайшее время завершим строительство трех станций – «Электрозаводской», «Карамышевской» и «Мнёвников» на Большой кольцевой линии метро, а также подземную пересадку между станциями «Петровский парк» БКЛ и «Динамо» Замоскворецкой линии.

«Мосинжпроект» принимал участие в главной стройке года – возведении инфекционного госпиталя в Вороновском. Как шли работы и за счет чего удалось возвести клинику в рекордные сроки?
– На этот объект руководством города были переброшены мощные трудовые ресурсы, большое количество подрядных организаций. «Мосинжпроект» выступил генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком проекта. С первого дня всю работу в круглосуточном режиме координировал лично руководитель Стройкомплекса Москвы Андрей Бочкарёв.
Проектировали клинику при помощи BIM-технологий, что тоже существенно сократило сроки. Московские строители сумели уложиться в 34 дня. Что важно: в случае необходимости больницу можно перепрофилировать для лечения любых других видов инфекций и заболеваний. Инфекционный центр прослужит городу не менее 50 лет.

– В нынешнем году «Мосинжпроект» поставил рекорд по одновременной проходке тоннелепроходческих щитов на одном проекте. Как его фиксировали и планирует ли компания новые рекорды?
– В марте на строительстве московского метро одновременно работали 23 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК). Работу машин на объектах в течение 5 минут снимали 48 свидетелей. Затем все видео- и фотодоказательства отправили в офис Guinness World Records в Лондоне, после чего судья Джоан Брент вынесла решение об установлении нового мирового рекорда.
МИП_ЩИТ

В наших планах поставить еще не один рекорд, поскольку «Мосинжпроект» продолжает работу над такими мегапроектами, как Большая кольцевая линия (БКЛ), новые радиальные ветки: Троицкая, Бирюлёвская, Рублёво-Архангельская. Возводятся знаковые гражданские объекты – Национальный космический центр и небоскреб 1Tower в «Москва-Сити».
МИП_НКЦ

В 2020 году «Мосинжпроект» получил самую престижную международную награду, которую называют строительным «Оскаром»: Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой взял премию MIPIM в номинации «Лучший объект культуры и спорта». Кто составлял конкуренцию вашему проекту?
– Нашими конкурентами на конкурсе MIPIM Awards были китайский культурный центр Guardian Art Center и английский стадион Tottenham Hotspur Stadium. Такие победы работают на имидж компании и подтверждают высокий уровень профессионализма столичных строителей и сотрудников компании «Мосинжпроект». Кроме того, высокие оценки международных экспертов наглядно показывают качество и уровень объектов, а также задают определенную планку для будущих проектов.

Вы заняли пост главы «Мосинжпроекта» в мае нынешнего года. Изменилась ли за это время политика компании?
– Главное изменение – создание структурного подразделения, отвечающего за разработку планов по качеству и безопасности. Это новая политика компании, которая включает в себя как охрану труда и здоровья работников, так и управление рисками для окружающей среды и экологии. Фактически это культура поведения на рабочем месте, а поскольку стройплощадка – место повышенной опасности, здесь должна действовать жесткая система регламентов. Руководство нового подразделения уже назначено. За достаточно короткий промежуток времени, с мая 2020 года, в рамках формирования единой интегрированной системы постоянного совершенствования компании реализован ряд мероприятий: формализованы новые принципы и стандарты работы по ключевым направлениям, ведется работа по их внедрению на всех уровнях. Например, организована процедура регулярных инспекционных проверок площадок строительства с выявлением несоответствий по организации строительного производства, охране труда, соблюдению технологии строительства, браку строительной продукции – по этим результатам проводится оперативное информирование о значимых несоответствиях и нарушениях.
Следующий важный шаг в этом направлении сделаем в наступающем году – запланирована сертификация компаний холдинга на соответствие требованиям ряда международных стандартов к системе менеджмента качества ISO, уже стартовал процесс по разработке и введению основных документированных процедур.

Я убежден, что нельзя говорить о высокой производительности и изменении культурно-строительной среды, пока не соблюден высокий стандарт охраны труда и качества выполняемых работ. Наша главная задача – изменить у строителей восприятие вопросов безопасности и качества. Чтобы каждый сам для себя стал менеджером по этим вопросам. Чтобы каждый сотрудник на любом уровне, прежде чем что-то сделать, подумал о последствиях. Проще говоря, это и есть культура безопасности. Но пока это перспектива. Ближний горизонт этой же работы – продвижение основных правил качества и безопасности, нарушение которых и становится причиной большинства несоответствий и происшествий. За рубежом их еще называют Golden Rules for Quality&Safety («золотые правила качества и безопасности»).
Наша компания готова к внедрению современных мировых подходов к охране труда, организации работы персонала, методам строительства, логистике и культуре производства, причем на всех уровнях – от проектирования до стройплощадки.

Подрядчики разделяют ваше мнение? Все ли готовы внедрять новые стандарты?
– Готовы не все. Но руководители подрядных организаций должны решить, смогут ли они следовать новому курсу на повышение культуры строительства или им проще перестать сотрудничать. Наши партнеры обязаны обеспечить своих сотрудников надежной спецодеждой, средствами индивидуальной и превентивной защиты, качественными инструментами, оборудовать стройплощадки по новым высоким стандартам и т.д.

Безопасное и качественное производство – это не дополнительное обременение, а вполне оправданные затраты, которые впоследствии дают положительный экономический эффект, но при условии, что в нем будут заинтересованы не только сотрудники Группы компаний «Мосинжпроект», но и работники подрядных и субподрядных организаций, которые трудятся на объектах строительного комплекса столицы.

За счет чего сокращается время строительства метро?
– В основном процесс ускоряется за счет применения новых технологий и опыта, полученного за время активного строительства метро в столице. К примеру, современный тоннелепроходческий комплекс – это фактически мини-завод. ТПМК в автоматическом режиме разрабатывает и выносит грунт, монтирует кольца обделки тоннеля… Кроме того, применяются новые технологии по креплению котлованов, появляются новые буровые установки, фрезы по раскрытию грунта, тельферы, грейферы и другое современное строительное оборудование. В советское время метро строили шахтерским методом, а сегодня есть возможность пользоваться самыми современными технологиями, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и получать хороший результат.
МИП_Стройка

Модернизируется ли процесс проектирования?
– Конечно, прогресс не обошел стороной и эту сферу. Раньше инженер сидел с линейкой, потом считал на калькуляторе, расчеты готовили неделями. А сейчас те же объемы программа высчитывает за минуту. Но в вопросе проектирования большое значение имеет и управленческий фактор. Необходимо отказаться от большого числа субподрядчиков и сконцентрироваться на высоких компетенциях проектирования внутри холдинга. Я ставлю перед собой задачу вывести в приоритет инжиниринг. Для этого в «Мосинжпроекте» создается центр компетенций в области BIM-технологий. Задачей подразделения станут внедрение цифровых технологий в процесс разработки проектно-сметной документации и сопровождение информационной модели на всех этапах строительства. Это позволит повысить точность принимаемых проектных решений, даст возможность сквозного планирования проектов, позволит сократить сроки пусконаладочных работ и снизить проектные риски.

Уже определены проекты, на которых эти нововведения будут тестировать?
– В 2021 году «Мосинжпроект» планирует начать работу над тремя пилотными BIM-проектами: депо «Красный Строитель», проект организации строительства (ПОС) с применением BIM-технологий на станции метро «Южный Порт» и один дорожный объект, с выбором которого мы определяемся.

Уже запущен проект создания единой системы управления нормативно-справочной информацией для консолидации учетных данных, оптимизации работы блока комплектации, общего повышения качества проектных и управленческих решений. Также в следующем году мы продолжим развивать блок технической политики, специалисты которого будут развивать цифровые решения, повышающие качество, безопасность и эффективность проектов.

Успевает ли персонал за таким уровнем цифровизации и модернизации? Как в «Мосинжпроекте» выстроена кадровая политика?

– В нашей компании действуют системы обучения как для действующих сотрудников, так и для выпускников вузов, которые приходят к нам работать. Хороших специалистов можно и нужно растить на собственном предприятии. Для этого мы используем дистанционное образование (СДО), в него входит так называемое микрообучение, то есть изучение небольшого объема материала за короткое время. Эта практика особенно хорошо применяется непосредственно на производстве. Управление кадрами в «Мосинжпроекте» осуществляют, ориентируясь на матричную систему управления. Это гибкая практика, преимущество которой заключается в отсутствии бюрократических регламентов. Все задачи решаются оперативно.

Какие объекты запланированы к вводу в следующем году?
– В 2021 году планируем подойти к готовности БКЛ – завершить проходку всех тоннелей линии, произвести устройство верхнего строения пути, обкатку тоннелей и пусконаладку систем безопасности и жизнеобеспечения. К вводу подготовим 23 км линий с девятью станциями на Большом кольце – от «Мнёвников» до «Каховской», вводиться они будут поэтапно.
Что касается знаковых проектов компании – в следующем году «Мосинжпроект» планирует закончить строительство низкоэтажной части здания, а также достроить фундамент высокоэтажной части Национального космического центра и выйти на непрерывный цикл ее возведения, чтобы уже к концу года закончить основной конструктив 248-метровой башни НКЦ.

Продолжим строительство и главного девелоперского проекта компании с символическим названием 1Tower – самого высокого жилого небоскреба не только в России, но и в Европе. В башне высотой 444 метра планируется 1600 квартир, создана она будет по современным технологиям «умного дома». Также в ней разместятся офисный комплекс площадью около 60 тыс. кв. метров и сопутствующая инфраструктура.
1тоуэр МИП

В конце года надеемся на переезд в новый офис в Мнёвниках, который строится в составе транспортно-пересадочного узла на базе станции БКЛ.

А если говорить о горизонте планирования в течение 5–7 лет, то холдинг выйдет на возведение Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий метро и завершит строительство Троицкой линии. Также достроены будут Юго-Восточная хорда и Южная рокада. Безусловно, приоритетом для «Мосинжпроекта» были и остаются задачи, поставленные мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой Стройкомплекса Андреем Бочкарёвым, по дальнейшей реализации главных градостроительных программ города. Кроме того, в следующем году компания планирует выйти на российский и международный рынки. Предполагается развивать инжиниринговую функцию холдинга и участвовать в строительстве объектов железнодорожной сети, нефтехимии и газохимии, энергетики и тяжелой индустрии. К «Мосинжпроекту» проявляют интерес иностранные заказчики, так что у нашей компании очень и очень большие планы на будущее.®
Теги: #