В глубь веков

В глубь веков

В глубь веков
В глубь веков
Институт археологии РАН завершает начатые два года назад раскопки в Большом Кремлевском сквере. Ранее там были обнаружены остатки фундаментов зданий Приказов, монументальных построек конца XVI – начала XVII века, в которых размещались органы центрального управления Московского государства. Находки третьего сезона раскопок не только добавили немало новых данных к характеристике исторических построек, но и позволили также окончательно установить облик поселения раннего железного века, оставленного здесь финно-уграми.

Специалисты Института археологии РАН в мае 2019 года начали масштабные раскопки в Большом Кремлевском сквере. Главным научным открытием первого сезона работ стало здание Приказов, однако тогда еще не было известно, что это фундамент именно старого здания. Летом прошлого года раскопки были возобновлены. Тогда же археологи установили, что на территории будущего Московского Кремля во времена железного века было поселение. Первостепенной задачей этого сезона раскопок стало исследование наиболее ранних слоев, предшествующих времени строительства каменных приказных палат и залегающих на глубине 3–5 метров между кладками фундаментов. Именно эти напластования, характеризующие исторический облик Кремля древнейшей поры, первоначально и были главной целью исследовательского проекта. Но они оказались доступны лишь в последние месяцы, после расчистки и укрепления остатков зданий Приказов. «Изучение кирпично-белокаменных конструкций, открытых в прошлом году, позволило установить, что это не опоры крыльца Новых Приказов, а сохранившиеся под землей фрагменты предыдущего здания Приказов, разобранного при начале строительства новых дьячьих палат конца царствования Алексея Михайловича», – рассказал журналистам директор Института археологии РАН Николай Макаров. Об этом здании до настоящих археологических работ было известно лишь по письменным и изобразительным источникам. И именно раскрытые в процессе раскопок кладки являются первыми материальными свидетельствами его существования.

Старые Приказы были первым каменным зданием «правительства» и его канцелярских служб Московского царства XVI века. Как свидетельствуют летописи, его строительство началось с сооружения Посольской палаты по указу Ивана Грозного в 1565 году. За ней в восточном направлении вдоль Спасской улицы выстраивались деревянные дьячьи избы, которые в 1591 году были заменены каменными двухэтажными палатами. Открытые в результате раскопок конструкции являются фрагментами восточного поперечного корпуса Старых Приказов – основаниями его западной стены и одной из внутренних перегородок. Найденные фрагменты свидетельствуют о серьезной архитектуре здания. При его строительстве использовался прием арочного фундамента – арка, сложенная из белого камня и кирпича, несла на себе нагрузку от стены, одновременно разгружая массив фундаментной кладки. Этот изящный, как его называют археологи, прием говорит о высокой строительной культуре мастеров времени Бориса Годунова и показывает разнообразие строительных приемов XVI века. Внутри здания были настланы кирпичные полы – своеобразный кирпичный паркет, уложенный «елочкой». Со двора Старых Приказов внутрь здания вело белокаменное крыльцо с лестницей, ступени которой значительно стерты, что указывает на длительность их использования.Археолог подчеркнул, что само место раскопок в Московском Кремле, где обнаружены первые правительственные здания Московской Руси – Приказы XVI и XVII веков, было бы правильно передать для создания на этой территории музея, но «…вопрос о том, что здесь будет дальше, должен быть адресован Министерству культуры».

Кроме того, на территории, где позднее размещались административные здания, в этом году были обнаружены остатки городских усадеб с плотной застройкой XIV – первой половины XVI века. На небольших участках с культурным слоем этого времени, избежавших разрушения при строительстве, найдены остатки печей и глубокие ямы-погреба с впущенными в них деревянными срубами, располагавшиеся под наземными постройками. Некоторые из этих погребов отличались крупными размерами, необычными для рядовых городских строений, со стороной сруба около 5 метров. Ранее остатки подобных погребов уже встречались археологам при раскопках на Подоле Кремля и на месте 14-го корпуса. Часть построек погибла в пожарах, о силе которых свидетельствуют растрескавшиеся под воздействием огня белокаменные мельничные жернова, обнаруженные внутри одной из построек. Со временем сооружения сменяли другу друга на одном и том же месте; при устройстве новых погребов прорубались деревянные стенки старых, пришедших в негодность и засыпанных.

Находки из культурного слоя XIV – первой половины XVI века указывают на высокое социальное положение и уровень благосостояния владельцев усадеб: археологами здесь собраны фрагменты нескольких драгоценных поливных чаш XIV века, привезенных из Золотой Орды и Византии, стеклянный перстень из столицы Волжской Булгарии, железная шпора и набор массивных железных предметов – сковорода и замок с цепью. Среди уникальных находок также частично сохранившаяся поливная чаша XV века, украшенная оттисками штампов, на которых можно видеть лицо человека и стилизованное изображение какого-то фантастического животного. У чаши нет аналогов, однако близкую по технологии керамику изготавливали в сопоставимое время в Твери. Стоит отметить, что археологами были обнаружены предметы и более раннего, домонгольского периода. Культурные слои этого периода в первозданном виде сохранились только на небольших по площади участках, однако количество обнаруженных артефактов велико. Это фрагменты стеклянных браслетов, стеклянные бусы, части и черепки византийских амфор, в которых на Русь привозилось виноградное вино.

Еще одним достижением этого года стало окончательное установление облика поселения раннего железного века, оставленного здесь дославянским, то есть финно-угорским, населением. В нижних слоях раскопа собраны сотни образцов керамики железного века и характерные для той эпохи вещи – так называемые грузики дьякова типа и керамические бусы-колокольчики. «Судя по обилию этих находок и присутствию их на значительной территории от Соборной площади до края коренной террасы Москвы-реки, можно полагать, что поселение раннего железного века существовало, с перерывами, длительный период, начиная со второй половины первого тысячелетия до нашей эры и до IV–V веков нашей эры, и представляло собой городище», – пояснил Николай Макаров. Надо заметить, что подобно большинству других городищ дьяковской культуры, оно запустело за 500–600 лет до прихода на берега Москвы-реки славян.

Вместе с тем глава департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов ранее подчеркивал, что развитое укрепленное славянское поселение существовало здесь уже к моменту «летописного» основания Москвы в 1147 году. «Разумно предположить, что раз в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил сюда своего брата с дружиной да еще и устроил в Москве «обед силен», то к этому времени здесь уже существовала соответствующая инфраструктура. Он ведь приехал не на поезде «Владимир – Москва» с семьей и дружиной, поэтому ему нужно было место, где оставить коней, где пировать, а главное – чувствовать себя при этом в безопасности», – считает Емельянов. В этом году будут проведены археологические раскопки неподалеку от Кремля, в Богоявленском переулке – ученые планируют работать со слоями XI–XII веков на территории Теплых торговых рядов. Возможно, будут найдены интересные артефакты, которые по-новому расскажут нам о том, как выглядела древняя Москва, что собой представляла в то время. И даже, может быть, появятся основания для того, чтобы уточнить дату ее образования как города.

Теги: #