Узлы развития и роста
Создание единой системы, объединяющей все виды городского транспорта, является приоритетом градостроительной политики Москвы и главным вызовом для столичного стройкомплекса. Обязательным и связующим элементом этой системы станут транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Всего в Москве появится около 250 таких хабов.
В последние восемь лет около 70% Адресной инвестиционной программы Москвы составляет строительство автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей и эстакад, линий метро и трамваев. Ежегодно в развитие транспортной инфраструктуры столицы из ее бюджета выделяется около 600 млрд рублей. Однако для создания комфортной транспортной системы, по мнению экспертов, посетивших Московский урбанистический форум, недостаточно построить дороги и новые станции метро. Кроме этого важны еще связанность всех видов транспорта и сеть удобных станций-пересадок.
Именно поэтому в столице несколько лет назад стартовала масштабная программа строительства транспортно-пересадочных узлов, которых в Москве планируется возвести около 250. Эти транспортные хабы призваны объединить пассажиропотоки метро, Московского центрального кольца, радиальных железных дорог, маршрутов наземного общественного транспорта, а также нового проекта – Московских центральных диаметров (МЦД). Сегодня уже прорабатывается ряд решений, реализация которых будет способствовать усилению связанности городских территорий с проектом МЦД. Структуры стройкомплекса Москвы уже согласовали строительство 41 дополнительной станции на новых железнодорожных маршрутах, а также 24 пешеходных перехода, 12 из которых уже строятся.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, к настоящему времени уже построено 35 транспортно-пересадочных узлов, которые отвечают всем мировым стандартам. Кроме того, до конца года планируется завершить строительство крупнейшего в России ТПУ «Рязанская» на юго-востоке Москвы. Он свяжет станцию МЦК Нижегородская, платформу радиального направления железных дорог, а также станцию Некрасовской линии и будущую станцию Большой кольцевой линии метро. Пассажиропоток этого хаба в часы пик будет достигать 90 тыс. пассажиров. В связи с этим под землей будет обустроен единый распределительный зал с билетными кассами, залом ожидания и пассажирским терминалом.
Помимо этого в составе ТПУ «Рязанская» в 2020 году начнут строить высотную башню с офисами и апартаментами общей площадью около 60 тыс. кв. метров, а завершить этот проект предполагается до конца 2022 года.
Сегодня в городе в работе 97 проектов ТПУ. Создание системы таких хабов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что немало для мегаполиса.
Огромный потенциал ТПУ как катализатора развития территорий, безусловно, ведет к созданию дополнительных удобств и росту комфортных возможностей москвичей, так как в результате обеспечивается пешеходная доступность к различным объектам социальной и транспортной инфраструктуры, снижается нагрузка на транспортную сеть. Кроме того, ТПУ становятся центрами притяжения инвестиций в московские районы и создают новые рабочие места.
Первый заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альберт Суниев пояснил, что транспортно-пересадочные узлы станут настоящими точками притяжения и роста во многом благодаря возведению в их составе социальной, спортивной, развлекательной и коммерческой недвижимости.
Экономический эффект от реализации этой программы в Москве составит около 109 млрд рублей, при этом девелоперские компании на сегодняшний день уже инвестировали в строительство коммерческой недвижимости в составе ТПУ более 1,7 млрд. По оценкам специалистов, общий градостроительный потенциал всех транспортно-пересадочных узлов, реализуемых «Мосинжпроектом», составляет порядка 3,1 млн кв. метров недвижимости, причем около половины этого объема приходится на жилье, а остальное – на коммерческие площади.
К настоящему времени «Мосинжпроект» реализовал на открытых электронных торгах 15 проектов строительства коммерческих объектов в составе ТПУ, и в будущем на аукционы будет выставлено еще 25.
Специалисты отмечают, что проекты ТПУ привлекательны не только для российских, но и для иностранных девелоперов. Так, к строительству комплексов «Петровско-Разумовская», «Сити», «Савеловская» и ряду других проектов проявляют интерес французские и китайские инвесторы, так как в составе этих узлов помимо удобных пассажирских терминалов предполагается возведение коммерческой недвижимости, гостиниц, торговых и офисных площадей. Китайская корпорация CRCC уже изучает потенциал рынка строительства столичных ТПУ. «Мы видим, как активно и динамично развивается российская столица и запускаются новые масштабные градостроительные проекты. Работа в Москве может быть очень интересна и выгодна», – заявил президент CRCC Чень Феньцзянь.
Ранее между компанией «Мосинжпроект» и китайской компанией было подписано соглашение о сотрудничестве по развитию транспортно-пересадочного узла «Мичуринский проспект», причем оно предполагает участие китайских специалистов уже на стадии проектирования ТПУ.
По оценкам Марата Хуснуллина, к 2023 году в российской столице планируется завершить создание единой интегрированной транспортной системы.