Ускорение запланировали - Московская перспектива

Ускорение запланировали

Ускорение запланировали
Ускорение запланировали
Федеральный центр одобрил новую стратегию транспортного развития Москвы и области, рассчитанную до 2035 года. Она направлена на дальнейшее увеличение протяженности каркаса транспортной сети Московской агломерации, сокращение времени поездки на пассажирском транспорте, повышении безопасности и ценовой доступности перевозок. На реализацию поставленных в стратегии задач будет направлено более 10 трлн рублей.

Радикальные преобразования Московского транспортного узла, получившего название Центральный, начались в 2011 году. За минувшие 10 лет он заметно преобразился, по признанию большинства международных экспертов, транспортная система Московской агломерации является одной из самых эффективных в мире. Предыдущая программа развития транспортного комплекса двух регионов охватывала период с 2013 по 2020 год и обошлась в 6,4 трлн руб., которые в основном были вложены в крупные инфраструктурные проекты, призванные перераспределить транспортные потоки и обеспечить потребности жителей столицы Подмосковья в пассажирских и грузовых перевозках. Поскольку многие из этих проектов еще не завершены, новая стратегия, одобренная на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и области под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина, обеспечивает необходимую преемственность, а также ставит дополнительные задачи, которые предполагается реализовать до 2035 года.

Смета стратегии – 10,1 трлн руб., из них почти половина – внебюджетные источники, в частности, РЖД и концессионеры. Федеральный бюджет даст 1,4 трлн руб. Региональные власти (преимущественно правительство Москвы) – 3,9 трлн руб. Почти 60% выделяемых средств планируется вложить в дорожное строительство, 16% – в развитие метрополитена. В стратегии отмечается, что по сравнению с базовым 2019 годом протяженность дорог и улиц должна возрасти на 6,8 тыс. км, метро – на 187 км (для справки: сейчас протяженность линий подземки составляет 428,5 км). Среди крупных межрегиональных проектов – федеральная трасса М12 Москва – Казань, ЦКАД и железнодорожные высокоскоростные магистрали Москва – Петербург и Москва – Нижний Новгород.

В Москве в перечень основных мероприятий стратегии вошли: расширение сети метрополитена в соответствии с утвержденными городской администрацией программами реновации пятиэтажного фонда и редевелопмента промышленных зон; строительство линий ЛРТ/трамвайных линий в Новой Москве, по хордовым направлениям в пределах МКАД, а также в центральных районах столицы в соответствии с планировочными условиями; формирование распределительного контура за счет завершения строительства Северо-Восточной хорды, Юго-Восточной хорды, Южной рокады, Северного и Южного дублеров Кутузовского проспекта; строительство новых связок для увеличения транспортной проницаемости, усиление транспортного каркаса Новой Москвы; развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта. В документе уточняется, что речные пути планируется использовать как для пассажирских перевозок, так и для перевозки грузов, включая завоз материалов на стройплощадки Москвы.

В целом для Московской агломерации стратегия предусматривает создание новых скоростных и высокоскоростных железнодорожных коридоров, завершение формирования сети федеральных скоростных автодорог, строительство новых дорог между центрами опережающего экономического развития Московской области, ликвидацию узких мест на магистралях, где регулярно возникают транспортные заторы, развитие диаметрального пригородного и городского железнодорожного сообщения путем строительства дополнительных главных путей. Также на всю агломерацию предполагается распространить опыт Москвы по созданию на базе ТПУ новых точек притяжения – общественных культурно-досуговых центров с высоким уровнем цифровизации. Для повышения безопасности на дорогах будут введены инфраструктурные ограничения. Среди них сужение проезжей части, частичное мощение дороги, искривление дорог и установка «лежачих полицейских». 

В Москве основные транспортные стройки планируется завершить к 2025 году, после этого столица сосредоточится на более мелких проектах и обслуживании готовых объектов. В Подмосковье инфраструктурный бум, предполагающий значительные финансовые вложения, продлится до 2030 года. Как и в прошлом варианте, одной из главных целей новой стратегии является ограничение использования личного транспорта благодаря повышению привлекательности общественного. Если сейчас только 75% жителей Москвы и Подмосковья добираются до ближайшей станции скоростной системы (метро, МЦД или электрички) максимум за 20 минут (наземным транспортом или пешком), то к 2035 году этот показатель должен вырасти до 89%. При этом средний интервал движения пригородных поездов планируется сократить с 5,3 до 4 минут, а МЦД – до 2,5 минуты. Также программа предусматривает дальнейшую популяризацию велосипедов и самокатов путем развития сервисов аренды и строительства велодорожек в столице, Новой Москве и в городах Подмосковья.