Тост за благотворительницу

Тост за благотворительницу

Тост за благотворительницу
Тост за благотворительницу
Москвичей возмутило соседство арендованной школы с криминалом – тогда было решено начать строить городские школьные здания

 В дореволюционные годы московским училищам приходилось ютиться в тесных залах и комнатах, в рекреациях, которые не были приспособлены для школьных перемен. Лишь в 1903 году во многом благодаря работе гласного Городской Думы А.И. Гучкова произошли резкие изменения к лучшему.

В начале ХХ века московское управление планировало строительство 50 собственных школьных зданий. Вместе с тем «кружок родителей» проявил собственную инициативу и построил недалеко от Арбата дом для обучения своих детей, который до сих пор украшает Мерзляковский переулок.

В 1901 году городская общественность обратила внимание на странное соседство в одном из новых московских зданий. В огромный (по тем временам) пятиэтажный дом на углу Пятницкой улицы и Климентовского переулка (в настоящее время это рядом с выходом из станции метро «Третьяковская») предстояло заселиться трем городским училищам, полицейскому дому Пятницкой городской части, Камере мирового судьи и нескольким другим организациям.

Возмущениям москвичей не было предела – как можно допустить, чтобы школьники ежедневно наблюдали приводимых в часть пьяных дебоширов, разных арестантов, проституток, преступников и другой уголовный элемент?

На практике с размещением школьных заведений были большие проблемы.

Первое здание

Сложилось так, что до осени 1903 года все московские училища (школы) располагались только в арендуемых у домовладельцев помещениях. И лишь в последний день августа того года Московское общественное управление торжественно отпраздновало освящение первого своего училищного здания – именно собственного, именно первого.

С этой постройки стал осуществляться грандиозный проект думской Училищной комиссии о переводе всех московских училищ из частных домов в городские. Проект возник благодаря энергичной работе председателя Училищной комиссии Александра Ивановича Гучкова.

Из-за дороговизны аренды разного рода помещений, из-за недоброжелательного отношения к беспокойным «квартирантам» со стороны собственников долгие годы училищам приходилось ютиться в тесных, душных, порой не соответствовавших требованиям гигиены и потребностям времени залах и комнатах.

По расчетам специалистов, затраты на строительство и обустройство собственных учебных зданий могли бы за короткое время окупиться. Потому в недалекой перспективе все училища должны были перейти в свои здания.

Освящение 12-классного городского училища в Александровской слободе, примыкавшей к северной границе Введенского кладбища (ныне район недалеко от станции метро «Семеновская»), прошло очень скромно, хотя все прибывшие сюда почувствовали особую важность мероприятия. Училище предназначалось для получения первоначального образования детей местного населения. Все понимали, что это первая ласточка в будущей большой сети московских зданий нового типа, специально построенных для учеников.

Особое почтение Морозовой

На торжество прибыли главные «виновники» события: городской голова – князь В.М. Голицын, заведующий строительным отделением (постройкой всех училищных городских зданий) М.И. Приклонский, член Управы и заведующий городскими училищами Г.А. Пузыревский, председатель Училищной комиссии А.И. Гучков, строитель здания училища архитектор Н.Н. Благовещенский, попечительница женского училища
В.А. Морозова, попечитель мужского училища И.Н. Сахаров, члены Управы и несколько гласных Московской Думы. На молебствии, которое совершало духовенство местной церкви, также присутствовали ученики вновь открытого училища, учительский персонал и окрестные жители. Людей собралось так много, что громадный рекреационный зал был переполнен. Молебствие закончилось водосвятием и возглашением многолетий. После того подали шампанское, а городской голова провозгласил тост за здравие императора и императриц. Вослед за тостом грянуло громкое и многоголосое «ура».

В своей речи князь В.М. Голицын рассказал о деятельности на пользу городского начального обучения попечительницы 2-го Рогожского училища В.А. Морозовой. Ее имя, по общему справедливому мнению, в течение последней четверти века было тесно связано с успехами народного образования в Москве.

Князь упомянул об особой отзывчивости попечительницы, ее крупных пожертвованиях и инициативах. Городской голова поднял бокал за ее здоровье. Следующие тосты были адресованы Училищной комиссии, ее председателю; затем М.И. Приклонскому как идеальному исполнителю предначертаний Училищной комиссии. В тостах не был забыт и сам князь
В.М. Голицын. И позднее, во время роскошного завтрака, снова неоднократно чествовалась щедрая жертвовательница Морозова.

Добротно и с экономией средств

Здание построенного училища представляло собой большой трех-
этажный дом с полуподвалом. Оно было возведено замечательно, с соблюдением всех технических требований. В светлых классах обеспечивался хороший доступ свежего воздуха, раньше детям на занятиях его очень не хватало.

Строители постарались. Все было сделано добротно.

Что касается назначения комнат, то в доме расположились четыре самостоятельных училища: два – для девочек (на втором этаже) и два – для мальчиков (в третьем этаже). В полуподвале – квартиры служащих при школе и камеры парового отопления, а на первом этаже – квартиры учащих (учителей). Каждое училище было рассчитано на 120 школьников.

Хотя на всю постройку планировалось потратить 115 тысяч рублей, израсходовали только 110 – с экономией городских денег.

К началу обучения детей (1 сентября 1903 года) училище в Александровской слободе было полностью укомплектовано школьным оборудованием, мебелью, учебными пособиями.

Дом № 11 в Мерзляковском переулке

Поначалу открытие в городе таких школ проходило не столь часто. Но весной 1910 года, когда в Москве уже вводилось всеобщее обязательное первоначальное образование, в Московской управе был поднят вопрос о необходимости широкого сооружения собственных училищных зданий. Для этой цели выпускался 15-миллионный денежный заем. Планировалось построить порядка 50 таких школ.

Параллельно с тем в городе образовался небольшой «Кружок родителей». Он решил отстроить для своих детей гимназию. Причем на собственные средства.

2 мая 1910 года «Кружок родителей» организовал молебствие по случаю закладки здания для мужской гимназии А.Е. Флёрова (этот дом и ныне стоит на участке земли на углу Мерзляковского и Медвежьего переулков). Поначалу родительский кружок располагал собственным капиталом в 40 тысяч рублей. Ожидались поступления от новых участников дела. Конечно, план был очень смелым, рискованным. Ведь Москва еще ни разу не имела опыта подобной организации москвичей и строительства ею школы.

Проект четырехэтажного здания с расчетом на четыре сотни учащихся разрабатывал Н.И. Жерихов – архитектор уже построенного по соседству трехэтажного здания дома № 9 (музыкального училища В.Ю. Зограф-Плаксиной, основанного в 1891 году).

В новом угловом доме № 11 планировалось возвести 19 больших комнат для размещения классов, лабораторий, рекреационного зала, аудитории для чтения с туманными картинами, рисовальной, физического кабинета, столярной и слесарной мастерских, гимнастического зала. Наверху здания предполагались к устройству небольшой зверинец-птичник, а на крыше – сооружение метеорологической вышки.

Строительство гимназии под руководством Жерихова должно было завершиться в очень короткий срок – за четыре месяца. Конечным результатом члены организации «Кружок родителей» остались довольны.

Уже в наши дни оба дома архитектора Жерихова оказались объединенными. Они имеют не только одинаковую внешнюю салатовую покраску, но и одно предназначение – обучение молодых людей музыке.

В рекреации второго этажа на стендах можно ознакомиться с богатой многолетней историей музыкального училища, с успехами его учеников. Правда, упоминаний о первоначальном замысле «Кружка родителей» и имени Флёрова я не нашел. От обустройства птичника и метеовышки наверняка там давно отказались. Юным музыкантам крики птиц и наблюдения за погодой здесь вовсе не нужны.

 

Теги: #