Торговое сжатие - Московская перспектива

Торговое сжатие

Торговое сжатие
Торговое сжатие
Ритейл фокусируется на небольших форматах

Торговые центры меняют формат. От огромных шопинг-моллов интерес девелоперов и арендаторов все больше смещается к небольшим объектам в пешеходной доступности от жилых районов. Подобный вывод сделали аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank. По словам экспертов, всему виной экономия времени.

С начала прошлого года инвесторы и девелоперы активно осваивают торговые центры малых форматов, в которых GLA (global leasing area – арендопригодная площадь) составляет от 3 тыс. до 20 тыс. кв. метров. Таких ежеквартально появляется две-четыре единицы. Knight Frank приводит следующую статистику по открытым ТЦ с начала 2018 года: ТЦ «Дизайн Молл» (GLA – 11 000 кв. метров), ТЦ Metromall (GLA – 10 586 кв. метров), ТЦ «Краснопрудный» (GLA – 9899 кв. метров), а в 2019 году – ТЦ «Галеон» (GLA – 14 000 кв. метров), ТЦ «Багратионовский» (GLA – 4700 кв. метров), ТЦ «Моя Ветка» (GLA – 3875 кв. м метров).

Более того, в ближайшие годы анонсирована сдача еще нескольких подобных объектов: торговый центр на ул. Авиаконструктора Миля общей площадью 11 000 кв. метров по соседству с действующим ТЦ «Миля», торговый центр в ЖК «Ленинский 38» с GLA в 10 000 кв. метров. Введен в эксплуатацию долгострой на Кронштадтском бульваре – ТЦ «Гавань» с арендопригодной площадью 18 200 кв. метров, однако поиск арендаторов еще не завершен.

В пользу экономической привлекательности небольших форматов работает прежде всего время. Москвичи предпочитают больше не тратить время на долгие поездки через пробки к огромным торговым центрам, ориентированным только на шопинг. Благодаря появлению небольших ТЦ в местах проживания, которые реализуют те же функции, что и крупные, а именно – покупки и развлечения, этот формат может составить серьезную конкуренцию масштабным проектам, особенно загородным.

Торговля на транспорте

Отчасти продолжением этого тренда станет размещение торговых объектов в составе транспортно-пересадочных узлов. В частности, ТЦ площадью по 25 тыс. кв. метров появятся на ТПУ «Ховрино» и «Ботанический сад». Такие проекты привлекательны для инвесторов в первую очередь благодаря стабильному потоку покупателей, которые совершают пересадку между разными видами транспорта. Однако формат накладывает отпечаток на функцию – посетители этих ТЦ преимущественно ориентированы на товары импульсного спроса и сопутствующую торговлю. Некоторые крупные мировые ритейлеры даже готовы рассмотреть новые для себя форматы, чтобы попасть в подобные проекты. Компании, которые привыкли отождествлять себя с мегамоллами, «переезжают» в город и открывают небольшие магазины площадью 1–2 тыс. кв. метров.

Между тем наряду с небольшими в составе ТПУ анонсированы и крупные объекты. Например, в Выхине появится объект с торговой площадью 70 тыс. кв. метров, у станции метро «Селигерская» и «Щелковская» приблизительно по 140 тыс., а у станции «Парк Победы» – 237 тыс. кв. метров.

По словам директора департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгении Хакбердиевой, улучшение качественных характеристик торговых центров является ответом девелоперов на изменившиеся запросы со стороны посетителей – современному потребителю неинтересно посещать торговый центр только с целью купить, ведь это проще сделать, не выходя из дома, благодаря онлайн-магазинам и маркетплейсам. Покупатель ищет не только товар, но и нематериальный потенциал локации: впечатления, положительные эмоции, возможности саморазвития. По этой причине ключевым акцентом реновации является расширение и наполнение различными форматами зон общественного питания и развлечений, в отдельных объектах проводится масштабная ротация арендаторов.

В ближайшем будущем эксперты предсказывают рост числа торговых центров небольших форматов.