Точка зрения

Точка зрения

Точка зрения
Точка зрения
Среди лечебных учреждений столицы найдется не так много памятников истории, которые изначально строились как медицинские клиники. Институт глазных болезней им. Гельмгольца, появившийся в Москве в 1900 году, относится именно к этой категории. Нетипично и то, что с самого начала учреждение имело офтальмологический профиль, что было редкостью для того времени. Сейчас главному корпусу предстоит пройти реконструкцию. Появится на территории и новое здание в исторической стилистике института.

В 2019 году институт получил статус Национального центра глазных болезней. Здание является памятником истории федерального значения. Сейчас, как сообщают в Москомархитектуре, проект реконструкции прошел общественные обсуждения. По данным председателя Москомархитектуры Юлианы Княжевской, проектом запланирована реконструкция входной группы главного здания, что позволит выполнить функциональное зонирование приемного помещения. Это необходимо для его эффективного использования, а также повышения доступности медицинского обслуживания. Будет реконструирован и корпус № 5, который включает в себя новую пристройку в два этажа. Это позволит разделить потоки пациентов – детей и взрослых, что существенно повысит комфорт и безопасность. Кроме того, на первом этаже будут размещены увеличенные по площади вестибюли и регистратура детского и взрослого отделений, пост охраны, гардероб верхней одежды, санузлы, консультативные кабинеты врачей и процедурный кабинет. На втором этаже организуют консультативные и диагностические кабинеты взрослой и детской поликлиники и аптечный киоск.

После реконструкции стилистика перестроенного корпуса станет продолжением исторического облика соседних зданий ФГБУ «НМИЦ ГБ им. Гельм-гольца», расположенных в Фурманном переулке.
Историческое здание института является образцом того, как высоко с архитектурной точки зрения расценивалась задача построить пусть даже необычное, но все-таки утилитарное лечебное заведение. Принадлежавшая к купеческому сословию Варвара Алексеева в 1900 году пожертвовала 250 тыс. рублей на строительство клиники в память об умершем муже Андрее Алексееве. Идея была подсказана ей врачом-офтальмологом Константином Адельгеймом. Для разработки проекта был приглашен военный инженер Эдуард Флейснер. Здание, которое выходило на Садовую, было спроектировано в модном тогда псевдорусском стиле, который можно увидеть в чертах ГУМа и Исторического музея на Красной площади.
В последствии комплекс сооружений расширился, появились новые корпуса, спроектированные другими архитекторами.

Офтальмологический институт на Садовом кольце был первой муниципальной глазной больницей столицы. С начала ХХ века здесь оказывали бесплатную медицинскую помощь всем нуждающимся. Кроме того, в больнице работало специальное детское отделение, аналогов которому не было во всей Европе. Нечто подобное тогда существовало только в парижской клинике Ротшильда.
В 1923 году институт получил статус НИИ, и ему было присвоено имя немецкого ученого Гельмгольца, который в 1851 году совершил революцию в офтальмологии – изобрел глазное зеркало, или офтальмоскоп. Это позволило увидеть внутренние оболочки глаза, чтобы точнее ставить диагноз.

Теги: #