Театр вверх ногами - Московская перспектива

Театр вверх ногами

Театр вверх ногами
Театр вверх ногами
Один из проектов заставил Архсовет поразмышлять на тему юмора в архитектуре

Детский музыкальный театр юного актера на улице Макаренко существует в Москве 30 лет. В последнее время его состояние было удручающим, здание признали аварийным. При этом фасад в плотном квартале исторической застройки Чистых прудов частично сохранился как часть старой Москвы. Перед архитектурным бюро, работавшим над проектом надстройки к зданию, стояла сложная задача – вписать ее в довольно консервативную городскую среду и в то же время сделать интересной, отвечающей функции детского театра.

Реконструкция в театре ведется уже более года. Труппа работает на нескольких площадках столицы и с нетерпением ждет открытия основного здания. Его обновление связано с модернизацией, расширением площадей. В театре наряду с существующим залом появится аналогичный по размерам репетиционный зал, гримерные помещения и многое другое. Надстройка в три этажа позволит увеличить объем площадей практически вдвое.

Работу выполнило архитектурное бюро Kleinewelt Аrchitekten. Оно предложило три варианта фасада. Первый – в историческом стиле, но с интересным и необычным для Москвы ходом – перевернутых этажей, как бы отражающих всю нижнюю часть здания. Второй – в современном стиле, состоящий из металлических полированных пластин, более крупных в нижней части и более мелких – в верхней. И третий вариант – в виде стеклянного бледно-голубого прямоугольного колпака из матового стекла, венчающего весь периметр здания. Главным плюсом такого решения стала бы возможность определенным образом подсвечивать верхнюю часть в темное время. Второй и третий варианты, конечно, являются визуальным «нарушением» исторической среды, но нейтральные формы и невычурные цветовые решения сделали бы такое вмешательство легким и неагрессивным.

Архсовету понравился первый вариант мансарды – классического перевертыша. Эта остроумная идея отвечала бы функции театра, идее игры, которая характерна для этого искусства. Не устроила членов совета лишь недоработанность проекта, в итоге он был отправлен на доработку. К примеру, верхние этажи архбюро предложило сделать более темными, чтобы не создавать эффект давления на исторические этажи. Хотя сам подход, скорее всего, смог бы привлечь внимание к этому особняку. Пока в Москве прием перевернутого дома нигде реализован не был.

«Мы не отклонили этот вариант. Большинство согласилось, что вариант интересный, но поскольку много замечаний и предложений, авторы их соберут, проработают и покажут повторно»,– отметил глава Архсовета Сергей Кузнецов.

Вообще, юмор в архитектуре – отдельная тема, говорили участники обсуждения. Как правило, в силу определенного консерватизма архитектура редко может похвастать разнообразием остроумных идей зодчих. Сооружения возводились на века, и посмеяться над чем-то мастера могли лишь в рамках декоративного оформления. Например, запечатлев своих недоброжелателей в виде несимпатичных персонажей античного искусства. Сейчас юмористическое, смешное в архитектуре в моде. Абстрактные формы позволяют делать это символично, широко, без привязки к реалиям. Примером может быть «Танцующий дом» Фрэнка Гери в Праге. Местные жители называют две его башни «Джинджер и Фред». Вполне возможно, что и Детский музыкальный театр юного актера, воплощенный через какое-то время в Москве, тоже будет вызывать у людей добрую улыбку.