Таких преобразований промзон нет ни в одной стране мира

Таких преобразований промзон нет ни в одной стране мира

Таких преобразований промзон нет ни в одной стране мира
Таких преобразований промзон нет ни в одной стране мира //mos.ru//
Юлиана Княжевская о превращении заброшенных пустырей в комфортабельные жилые кварталы и современные производства

Когда говорят о развитии Москвы — градостроительном, транспортном, социально-экономическом, все чаще употребляют словосочетание «новая реальность». Ярким примером новой градостроительной политики столичных властей стала программа реорганизации промышленных территорий. Сегодня активно ведется создание новых общественных пространств, строительство жилья, объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также обустройство новых парков и скверов на территориях бывших заводов и фабрик. Об этом в интервью «Московской перспективе» рассказала руководитель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Юлиана Владимировна, одной из крупнейших столичных программ является реорганизация промышленных зон. Расскажите, сколько таких проектов сейчас в разработке, каков их градостроительный потенциал и что это за земли?

— Градостроительный потенциал этих территорий огромен. Речь идет о тысячах гектаров городских территорий, которые можно спланировать заново, сделав из брошенных пустырей открытые, современные и комфортные пространства. И это уже происходит. Справедливо будет сказать, что таких масштабов реорганизации территорий, как в сегодняшней Москве, не знал ни один город мира. Сейчас у нас в работе 25 проектов реорганизации промышленных и производственных зон. Одиннадцать проектов планировки территории уже прошли публичные слушания, еще пять пройдут эту процедуру в ближайшее время, девять проектов планировки находятся в разработке.

Хочу отметить, что каждый проект планировки — это результат долгих исследований. Специалисты оценивают градостроительный потенциал территории, уровень транспортного и инженерного обеспечения, экологическую ситуацию и другие факторы. Лишь после этого принимается решение о том, как именно необходимо развивать тот или иной район.

Всегда ли реконструкция промзоны означает полный вывод промышленных мощностей?

— Конечно нет. Мы не забываем о важности промышленного развития города и стараемся сохранить перспективные производства, перевести их на инновационный путь. В качестве примера могу привести такие площадки, как «Бирюлево», «Чертаново», «Калошино», «Коровино» и «Вагоноремонт». Промышленный потенциал этих зон, напротив, будет усилен, здесь появятся новые производственные мощности, возможно, технопарки. Сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест — один из главных факторов, влияющих на принятие решений о планировке.

Расскажите о наиболее интересных реализуемых сегодня проектах в бывших промзонах.

— На мой взгляд, с градостроительной точки зрения наиболее интересными являются территории бывшего завода имени Лихачева и металлургического завода «Серп и Молот». Проект «ЗИЛ» — наиболее впечатляющий. Здесь развернулось масштабное строительство, причем мы четко выдерживаем баланс между жилой застройкой и инфраструктурными объектами — социальными, спортивными, досуговыми. Разумеется, строжайшим образом выдерживаются нормативы озеленения.

Работы развернуты более чем на 20 промышленных площадках — это и упоминавшиеся «ЗИЛ», «Серп и Молот», и «Ленино», «Перово», «Верхние Котлы», а также территория бывшего Тушинского аэродрома и ряд других.

В общей сложности за последние пять лет правительство приняло решение по реорганизации промышленных и производственных территорий площадью около 3,5 тыс. га. 

А в каких промзонах начнутся работы в будущем?

— По нашим оценкам, очень перспективные промзоны в Северо-Восточном округе. Здесь уже утверждены проекты планировки в Бутырском районе и Марьиной Роще, которые захватывают часть производственной зоны № 11 «Огородный проезд» и входящей в ее состав промышленной зоны 11-III. Помимо жилых домов здесь появятся три детских сада, школа на 650 мест и поликлиника на 150 посещений в смену, а также технологический парк и физкультурно-оздоровительный комплекс.

В проекте реорганизации части промзоны № 49 «Бескудниково» значатся жилой комплекс, два детских сада на 275 мест и два наземных паркинга на 1125 машино-мест. Кроме того, проект предусматривает и развитие прилегающих территорий: по улице Новгородской построят два блока начальных классов на 650 мест при школе № 1416.

Создан проект планировки промзоны № 53 «Калошино», где появятся жилые комплексы, три детских сада, школа на 1000 мест. Для парковки предусмотрены два гаражных комплекса на 3899 машино-мест.

Вы упомянули о том, что некоторые проекты реорганизации промзон находятся в проработке Москомархитектуры. Что это за промзоны?

— Сейчас специалисты работают над проектом планировки территории районов Богородское и Преображенское, в котором предусматривается реорганизация части производственной зоны «Калошино». Проект включает в себя общественно-жилую и коммунальную застройку общей площадью почти 340 тыс. кв. метров. Речь идет о многоэтажных жилых домах с встроенно-пристроенными помещениями, в том числе в них разместится детский сад на 85 мест. Кроме того, здесь появятся школа на 600 мест, деловой и досуговый центры, два паркинга на 1477 машино-мест и другие инфраструктурные объекты.

В Москве ведется очень активная градостроительная деятельность, регулярно вносятся изменения в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Какова статистика этих изменений?

— Об активности в градостроительстве говорит уже тот факт, что каждая третья заявка на внесение изменений в ПЗЗ касается увеличения объемов строительства. С момента утверждения ПЗЗ в городскую комиссию поступило 1845 заявок на внесение изменений, а с января по сентябрь этого года городская комиссия рассмотрела уже 847 заявок, из них по 473 принято положительное решение. Чаще всего к нам поступают заявки по вопросам строительства и реконструкции объектов жилого, производственного и торгового назначения, большинство из них касаются новой Москвы.

Москва — передовой город с точки зрения внедрения новых технологий или апробаций новых регламентов. В частности, вы регулярно совершенствуете механизм документооборота. Расскажите о работе по снижению административных барьеров. Каких упрощений можно ждать застройщикам?

— Действительно, в Москве ведется постоянная работа по переводу государственных услуг в электронную форму. Сегодня Москомархитектура предоставляет шесть таких услуг: «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков»; «Подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства»; «Оформление Паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве»; «Предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы» и «Приемка исполнительной документации для ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве».

Таким образом, все госуслуги, предоставляемые комитетом сегодня, оцифрованы и доступны онлайн, что значительно облегчает доступ к ним получателей. С января по август в Москомархитектуру поступило более 20 тысяч заявок на предоставление государственных услуг. Самыми востребованными из них в текущем году стали «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков» и новая услуга «Приемка исполнительной документации для ведения Сводного плана». А с 8 ноября онлайн будет предоставляться информация из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве.

Я могу ответственно заявить, что сегодня Москомархитектура является одним из ведущих подразделений правительства Москвы по предоставлению госуслуг в электронном виде. Эта работа — залог быстрейшей реализации тех масштабных градостроительных проектов, о которых мы с вами говорили.