Сверхновая Москва: завтра и послезавтра

Сверхновая Москва: завтра и послезавтра

Сверхновая Москва: завтра и послезавтра
Сверхновая Москва: завтра и послезавтра
Строить прогнозы – дело неблагодарное. Еще два года назад никто не предполагал, какие потрясения ждет мир в связи с пандемией. И тем не менее: оценивать, что будет с городом в ближайшем и даже отдаленном будущем, важно, особенно для тех, кто строит сооружения, которыми будут пользоваться люди грядущих десятилетий. Свое видение этой темы в рамках XXVI Международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва-2021» высказали участники дискуссии «Сверхновая. Москва будущего. Градостроительство. Технологии. Горожане»

Вполне логичным является то, что вопросами будущего озадачились в Институте Генплана Москвы, организовав проект «Форсайт-лаборатория». Временной период для оценки и прогнозов ситуации охватывает почти 30 лет. Тезисно идея проекта сформулирована четырьмя вопросами: Москва-2050 – какие ключевые тренды влияют на развитие города? Горожане Москвы будущего – какие они? Какие технологии будут определять это грядущее? Как будет устроено городское пространство Москвы нового времени?

Отвечая на последний вопрос, руководитель Института Генплана Татьяна Гук выделила несколько наиболее важных признаков сверхновой Москвы. Первый – это гуманизация и индивидуализация среды. Не горожанин будет подстраиваться под среду, а среда будет подстраиваться под человека. Вторым существенным трендом станет редевелопмент, который придет на смену девелопменту. Реорганизация территорий – это, по сути, подтверждение первого тезиса. Изменения в жизни людей будут требовать градостроительных изменений. Полицентричность станет главным принципом развития мегаполиса. Улучшение среды отдаленных районов – эта задача стоит уже сейчас. Усилится и взаимодействие между центром и пригородами, агломерация укрепит связи между столицей и районами области… Вполне позитивную картину, правда, слегка нарушают некоторые вполне очевидные вызовы, которые просматриваются уже сегодня. Например, взаимодействие виртуального и физического пространств, безопасности личных данных и общественной безопасности, сосуществование миграционных и местных сообществ, а также мобильности населения и его локализации.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов высказался в отношении горизонта планирования критически: на его взгляд, разумным является планирование на перспективу не более 10 лет. По его мнению, надо быть в настоящем, именно оно все и определяет. В противном случае появляются искусственные, неорганичные попытки конструировать будущее. При этом возникает коллизия: миссия архитектора всегда связана с открытием нового. Без этого профессия невозможна. Новое же очень часто воспринимается негативно, так как убивает привычное. Именно поэтому и архитекторы в общем понимании – это агрессоры, ломающие стереотипы.

Профессор Международной академии архитектуры Максим Перов считает, что ничто так не меняет ситуацию, как обстоятельства. Кризис это и продемонстрировал: с начала пандемии начался спрос на проживание за городом. По экспертным оценкам, примерно 25% горожан будут работать на удаленке постоянно. Это примерно 1 млн жителей Москвы. Расширение жилья в городе, обмен квартиры на таунхаус – эти процессы уже идут. Но нужны школы, поликлиники, детские сады. Пока же агломерация управляется из двух точек, и с этим надо что-то делать, что-то менять. Михаил Шатров, руководитель исследовательских программ «МАРШ Лаб», считает, что планировать и прогнозировать надо. Хотя бы потому, что город развивается медленнее, чем человек, значит, какие-то наиболее важные и существенные тенденции учитывать можно.

В более радикальном ключе высказался архитектор Тимур Башкаев. Он считает, что городу – со всеми его особенностями и проблемами – нужен умный урбанизм. Важным показателем этой темы является плотность застройки. Надо выравнивать ее в срединном поясе, разуплотнять в центре, запретить строить высотные дома в периферийных районах, создавать гибридные пространства, удобные для жизни людей. Башкаев убежден, что следование принципу полицентричности – это иллюзия. Москва никогда не будет иметь центры, равнозначные историческому ядру города.
Архитектор Юлий Борисов считает, что будущее Москвы зависит от технологий: возникнет в городе необходимость перемещения по воздуху – появятся дома нового типа, с парковками на крышах или фасадах. Эксперт Максим Перов уверен, что будущее зависит от модели экономики, которая будет преобладать через пару-тройку десятилетий. Максим Шатров далек от скепсиса и сомнений. По его мнению, Москва уже сейчас демонстрирует высокий темп роста и развития: ее городские технологии выходят на передовые позиции в мире, а такое направление, как банкинг, оставило за собой многие зарубежные страны.

Теги: #