Стройки знаний

Стройки знаний

Стройки знаний
Стройки знаний
В современном мире главным капиталом и ресурсом развития становятся люди. Именно образованные и активные граждане привлекают инвестиции, формируют запрос на развитие, генерируют идеи и выполняют задуманное. Поэтому вопросам строительства образовательных объектов в Москве уделяется так много внимания: начиная с 2011 года уже построено и введено свыше 500 зданий различных образовательных учреждений.

Принципы комплексного развития городских территорий, взятые за основу при реализации московской градостроительной политики, предусматривают одновременное строительство на одной территории недвижимости различного назначения – жилья, коммерческих и торговых объектов, социальных учреждений, а также инфраструктуры отдыха и развлечений. Обеспечение новых городских кварталов школами, детскими садами и университетскими корпусами значительно повышает качество жизни в городе и закладывает фундамент для будущего развития. Сегодня городские власти совместно с инвесторами вкладывают немалые средства в модернизацию существующей и в формирование новой системы образовательных учреждений.

Всего с начала года в столице построено и введено в эксплуатацию 24 детских сада на 4810 мест, а также 15 школьных зданий, а в оставшиеся месяцы года планируется сдать еще 17 образовательных объектов. «За счет средств бюджета и инвесторов с начала года в столице введены в эксплуатацию 24 детских сада и 15 школ. При этом в будущем темпы строительства образовательных объектов снижаться не будут – в оставшиеся до конца года месяцы предполагается достроить 13 детских садов и 4 школы», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Стоит отметить, что, как и в прошлые годы, сегодня велика доля инвесторских объектов – из введенных с начала года на долю девелоперов приходится 28 образовательных учреждений. В Москве действует схема, по которой застройщик обязуется построить объекты за счет собственных средств, но с соблюдением сроков и требований городского департамента образования и науки. А уже после ввода в эксплуатацию объекты передаются в ведение Москвы на безвозмездной основе – такие школы и сады доступны детям всего района.

Так, в ближайшие годы девелоперы Москвы передадут городу почти 60 образовательных объектов. «Подписанными договорами предусмотрено строительство 24 школ на 14 895 мест и 35 детских садов на 7350 мест. Таким образом, в городскую систему образования будут переданы 59 социальных объектов. Из них девять объектов уже введены в эксплуатацию, а три уже переданы городу», – рассказала председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова. Напомним, всего с 2011 в столице введено в строй 501 здание образовательных учреждений, в том числе 352 детских сада и 149 школ. Из них 288 объектов построено за счет городского бюджета и 213 – за счет инвесторов. «Такой по-настоящему прорывной масштаб возведения образовательных объектов позволил снять остроту вопроса по обеспечению маленьких москвичей местами в школах и детских садах», – подчеркнул Бочкарёв. Не менее важной частью градостроительной политики в сфере образования стало формирование мощных научно-образовательных кластеров на базе уже существующих институтов и университетов.

УЧЕБНЫЙ КЛАСТЕР «ЛОМОНОСОВ»
Кластер «Ломоносов» – флагман проекта инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) МГУ «Воробьевы горы». Предполагается, что в 10-этажном здании расположатся офисы высокотехнологичных компаний, лаборатории, центры сертификации и испытаний, цифровых аддитивных технологий и центры НИОКР для осуществления научно-технологической и внедренческой деятельности. Там будут созданы также выставочные пространства. Подчеркнем, что здание инновационного кластера получит не только суперсовременную «начинку», но и яркий, выразительный внешний дизайн. Как отметил автор проекта Иван Греков, уникальность этого объекта – в сочетании границ между прошлым и будущим. «Находясь в настоящем, он отражает глубину и фундаментальность истории, а своей изящностью и наполненностью говорит нам о том, что будущее уже здесь», – пояснил он.

Строительство комплекса учебно-образовательного кластера «Ломоносов» в составе научной долины «Воробьевы горы», осуществляемое за счет городского бюджета, стартовало в январе 2021 года, а в данный момент его готовность оценивается в 79%. «На сегодня полностью выполнены работы по возведению конструктива здания, ведется монтаж внутренних и внешних инженерных сетей», – рассказал Андрей Бочкарёв. При этом водосток, водопровод, тепловые и другие наружные инженерные сети к зданию полностью подведены, таким образом, инновационный кластер «Ломоносов» обеспечен светом, водой и теплом.
Отметим, что при строительстве образовательного кластера применяется комплекс цифровых решений, которые позволяют контролировать ход работ и управление человеческими ресурсами, кроме того, в «цифру» переведена и закупочная деятельность. Планируется, что в будущем инженерную инфраструктуру кластера «Ломоносов» интегрируют в единую цифровую систему «умной» эксплуатации. В таком здании будет не только комфортно работать, но и появится возможность управлять его инфраструктурой. Так, IT-решение обеспечивает мониторинг состояния элементов инженерного оснащения, оптимизируя режимы их работы и повышая ресурс. Также с целью оптимизации в соответствии с фактическим использованием осуществляется управление параметрами помещений кластера, такими как температура, освещение, влажность. В целом внедрение системы «умной» эксплуатации позволяет сократить затраты на энергоресурсы до 20%.

МГТУ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА
Другим вузом, который сегодня переживает комплексную модернизацию, стал МГТУ им. Баумана. В рамках проекта на территории знаменитой Бауманки планируется построить многофункциональный научно-образовательный корпус площадью около 20 тыс. кв. метров. Там разместят исследовательские лаборатории, а также научные, административные, образовательные и мультимедийные пространства. Ожидается, что объект введут в строй в 2023 году. На этот же год намечен запуск научно-исследовательских кластеров: инжинирингового центра наземных транспортно-технологических систем, центра биомедицинских систем и технологий. Андрей Бочкарёв отметил, что бесспорными архитектурными доминантами обновленного университета станут Центральный кластер, «Квантум-парк» и многофункциональный комплекс для студентов. Эти здания – как символы технического прогресса и перспективных научных открытий – призваны «уравновесить» преимущественно старинную застройку Басманного района и поддержать молодежную атмосферу непрерывного движения и стремления к новым горизонтам.
Руководитель департамента строительства Рафик Загрутдинов, в свою очередь, рассказал, что в первом семиэтажном корпусе в настоящее время ведутся устройство кровли, фасадных систем и отделочные работы, а во втором – устройство плиты перекрытия и вертикальных конструкций. В обоих корпусах строители приступили к монтажу внутренних инженерных систем.
«На участке Центрального кластера продолжается разработка котлована, устройство фундаментной плиты и вертикальных конструкций стилобата. Таким образом, в конце года планируется завершить фундамент «сердца» проекта», – добавил Загрутдинов. На территории «Квантум-парка» также завершаются разработка котлована, устройство гидроизоляции и фундаментной плиты. «Особенность нового многофункционального комплекса – наличие большого и комфортного пространства для студентов. Кроме учебной деятельности они смогут разнообразить свой досуг занятиями музыкой, спортом, киберспортом. Реализация комплекса позволит сосредоточить всю студенческую жизнь в одной точке и стать центром притяжения общественной жизни МГТУ», – подчеркнул Рафик Загрутдинов.

НОВАЯ МОСКВА
Мощное градостроительное развитие территорий округов, вошедших в состав столицы в 2012 году, также сопровождалось высокими темпами возведения объектов образовательной инфраструктуры. Достаточно сказать, что за эти годы тут появились 31 школа и 70 детских садов. Обращает на себя внимание факт, что Московский педагогический государственный университет и образовательный центр «Супер-колледж» уже сегодня планируют построить образовательный кластер на земельном участке площадью 18,2 га, расположенном на территории административно-делового центра в поселке Коммунарка. В настоящее время проект проходит проверки, на следующем этапе планируется подготовка предложения по финансированию строительства и начало проектирования.

В то же время, по словам главы столичного департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, Московский педагогический государственный (МПГУ) и Московский политехнический (МПУ) университеты также рассматривают возможность создания научно-образовательного кластера. «В настоящее время ведутся переговоры с руководством Московского педагогического и Московского политехнического университетов о создании крупного образовательного кластера на территории административно-делового центра в Коммунарке. Обсуждаются финансовая модель проекта и механизмы взаиморасчетов сторон», – сказал Жидкин. Проблем с земельными участками в Коммунарке нет, там достаточно площадок с общим градостроительным потенциалом около 500–700 тыс. кв. метров, но сейчас идут переговоры, на какие средства строить и обустраивать новые корпуса, учебные центры и общежития. Один из вариантов расчета – строительство новых объектов в Коммунарке будет производиться за счет средств городского бюджета с последующей передачей в казну Москвы имущества университетов в старом городе.

Теги: #