Стройка против пандемии - Московская перспектива

Стройка против пандемии

Стройка против пандемии
Стройка против пандемии
В столице прошла онлайн-конференция на тему «Строительная отрасль в условиях пандемии: риски и новые возможности». Участниками дискуссии стали заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, генеральный директор ВЦИОМа Валерий Фёдоров, а также российские и международные эксперты. Специалисты определили приоритеты городского развития, а также отметили, что пандемия стала катализатором новых трендов и возможностей
Открыл сессию глава столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв. Заммэра рассказал о строительстве инфекционного госпиталя в поселении Вороновское на территории новой Москвы. По словам Андрея Бочкарёва, возведение инфекционной больницы в рекордно короткие сроки стало возможным благодаря концентрации ресурсов, политической воле, опыту реализации подобных по масштабу проектов, большому количеству вовлеченных в проект профессионалов, а также ультрасовременным системам управления строительными циклами. «Все это позволило нам за 34 дня подготовить данный объект к пуску. Таких операций в мире никто ранее не делал», – подчеркнул Андрей Бочкарёв.

Алексей Расходчиков, модератор беседы, сопредседатель фонда «Московский центр урбанистики «Город», отметил важность появления подобных проектов и передал слово руководителю ВЦИОМа Валерию Фёдорову, который выделил сразу несколько новых тенденций в отрасли. Причем наблюдаются они как со стороны москвичей, так и со стороны застройщиков. Главными проблемами отрасли руководители строительных организаций называют недостаток инвестиций, высокие процентные ставки по кредитам и постоянное изменение законодательства. При этом 79% опрошенных отметили, что внедрение института консультаций с органами исполнительной власти могло бы улучшить положение. Между тем москвичи меняют запросы на возведение объектов, делающих их жизнь комфортнее. «В нынешнем году на первое место выходят медицинские и социальные объекты. Они сместили дорожное строительство на шестую позицию, тогда как в прошлом году этот пункт занимал второе место», – отметил Валерий Фёдоров. Такая репозиция стала возможной, поскольку столичные власти 10 лет отдавали приоритет развитию транспортной инфраструктуры. Благодаря этому острота вопроса сгладилась, в результате сегодня жители отмечают снижение загруженности дорог.

По словам Андрея Бочкарёва, власти контролируют ситуацию в отрасли и готовы менять ее исходя из запросов горожан. При этом все инфраструктурные проекты, кардинально влияющие на жизнь города, будут реализованы. В начале ноября была подписана новая Адресная инвестиционная программа Москвы, в которой бюджетом подкреплены направления работы на 2021–2023 годы. «Один из важных акцентов в стройке сделан на медицину: за три года город построит 64 объекта здравоохранения. За 10 лет в столице построили 94 объекта, а только с начала нынешнего года ввели девять медицинских учреждений», – сказал Андрей Бочкарёв. Глава стройкомплекса отметил, что в городе комплексно развиваются территории, строятся объекты образования, метро и дорожные развязки, создаются новые рабочие места.

При этом в самой архитектуре объектов здравоохранения тоже намечаются новые тренды. По словам гендиректора Фонда международного медицинского кластера Ильдара Хайруллина, сегодня при строительстве медицинских сооружений наблюдается тренд на «исцеляющую архитектуру». Застройщики уходят от тяжелых, монументальных зданий, отдавая предпочтение легким, воздушным пространствам. «На это работают свет, энергосберегающие технологии, материалы и натуральная зелень», – отметил Хайруллин. Акцент на здоровье призвал сделать и старший парт-нер итальянской компании MIC (Mobility in Chain) Федерико Паролотто. По мнению эксперта, Москва нуждается в развитии системы микромобильности – это инфраструктура для пешеходов и велосипедистов. «В Милане мы берем с девелоперов налог, который идет на развитие этой системы. Она не очень дорогая, но дает большие преимущества, одно из которых – повышение здоровья нации, ведь предпочесть велосипед автомобилю полезно», – отметил Паролотто.

Несмотря на то что в нынешнем году большое значение приобрела медицинская тематика, нельзя забывать и про другие сферы жизни общества – это жилье и рабочие места. По словам генерального директор французской компании JM Wilmotte & Associés Борины Андриё, измениться должен и подход к строительству офисных зданий и жилых домов. «Совсем недавно в офисах модно было делать open space – большое общее пространство. Сейчас понятно, что подход надо менять. Мы создаем специальную мебель, которая может разделить пространство», – отметила Борина Андриё. Она подчеркнула, что реструктуризация должна затронуть и жилые дома. В частности, необходимо увеличить метраж жилой площади на одного человека, а также стараться строить недвижимость с такими большими общественными пространствами, как входные группы и холлы на первых этажах.

Новые реалии коснулись и ритейла. Сегодня многие торговые центры переживают отток посетителей, а онлайн-магазины набирают популярность. Это касается путешествий, культурной жизни и рабочих встреч. Цифровые площадки пользуются огромным спросом. «Потребление меняется, а это должно отражаться на транспортной политике города. Меняют назначение и объекты, поэтому город должен помогать быстро менять их назначение, а также планы по использованию земли. Власти должны быть максимально гибкими и помогать девелоперам менять виды разрешенного использования», – считает руководитель направления стратегического консалтинга компании JLL Юлия Никуличева.