Стройка – двигатель прогресса - Московская перспектива

Стройка – двигатель прогресса

Стройка – двигатель прогресса
Стройка – двигатель прогресса
Отрасль приносит в бюджет столицы более 360 млрд рублей в год

Вклад строительного комплекса в экономику Москвы с учетом долгосрочных социально-экономических эффектов составляет 16,9% от всего валового регионального продукта (ВРП). Именно эта отрасль позволяет решать наиболее острые и актуальные проблемы развития столицы. На прошедшем Московском урбанистическом форуме был представлен ряд градостроительных проектов и программ российской столицы.

Ежегодно в Москве возводится более 8 млн кв. метров недвижимости различного назначения, около 100 км дорог, открываются десятки станций метро, детских садов, школ, поликлиник, а также объектов спортивной инфраструктуры и культуры. Строительная отрасль является драйвером развития всей Москвы. Именно реализация градостроительных проектов позволяет, с одной стороны, решать целый комплекс транспортных и социальных задач, стоящих перед городскими властями, а с другой – создает новые рабочие места, привлекает инвестиции, формирует новую налоговую базу, а также генерирует туристические потоки. В то же время приоритетом в строительстве недвижимости для Москвы остается создание комфортной городской среды. Так, с начала года в столице введен рекордный объем недвижимости – порядка 5,5 млн кв. метров. Однако, по данным исследования авторитетного консалтингового агентства BCG, в столице удалось сохранить баланс по показателю плотности и сбалансированности застройки. Все районы развиваются комплексно, регулируется плотность и высотность строительства для каждой конкретной территории, вместе с жильем вводится вся необходимая инфраструктура.

При этом отмечается высокий уровень доверия москвичей к реализуемой правительством Москвы стратегии городского развития и градостроительной политике. Об этом свидетельствует тот факт, что именно горожане остаются ключевым инвестором в возведение жилой недвижимости: более 1,7 трлн рублей вложено дольщиками в строительство жилья.

В настоящее время в столице реализуется ряд масштабных программ, которые фактически закладывают основу на годы вперед. Так, в ближайшие три-четыре года в городе планируется построить около 500 км автомагистралей. Главным дорожным проектом остается так называемое хордовое кольцо, состоящее из рокады и трех хорд. Эти четыре трассы не просто дадут возможность автомобилистам осуществлять скоростное движение по хордовым направлениям, но и будут связаны друг с другом – обеспечат возможность транзита за пределы Москвы, минуя центральные улицы. Новая система скоростных магистралей протяженностью около 330 км должна быть готова к 2023 году.

К этому же времени строители намерены ввести 134 км линий, 55 станций метро и шесть электродепо, благодаря чему москвичи смогут воспользоваться 34 новыми пересадками. Ключевым и самым амбициозным проектом строительства подземки является Большая кольцевая линия (БКЛ). Протяженность второго кольца с 31 станцией составит в общей сложности 70 км.

Еще одним мегапроектом стали Московские центральные диаметры (МЦД). Пассажирское движение по всем пяти маршрутам МЦД планируется запустить в 2025 году. Стоимость проекта, который финансируется из федерального, московского бюджетов и средств ОАО «Российские железные дороги», составит около 600 млрд рублей.

Другим не менее важным городским проектом стала программа реновации, стартовавшая в августе 2017 года. Она затронет более 1 млн москвичей и предусматривает расселение свыше 350 тыс. квартир. В программу входят 5173 дома. В адресный перечень программы на данный момент входят 329 стартовых площадок, на которых можно построить около 5 млн кв. метров жилья. В этом году по программе планируется переселить свыше 12 тыс. человек, а в следующем – уже более 15 тыс.

Еще одним важным следствием градостроительного развития территорий является создание новых рабочих мест. Например, только на площадках бывших промзон за последние девять лет их было создано более 500 тыс.

Сегодня ведется работа более чем в 50 промзонах – «ЗИЛ», «Серп и Молот», «Ленино», «Перово», «Красный строитель» и др. Главным результатом программы станет создание на ранее пустующих или некомфортных территориях удобной многопрофильной городской среды. Общая территория реорганизуемых промзон составляет 13 тыс. га, из которых 4,7 тыс. га подлежат полной реорганизации, а 7,8 тыс. га – частичной.

Другим мегапроектом стала новая Москва – в 2012 году к столице присоединили земли на юго-западе Подмосковья, так образовались Троицкий и Новомосковский административные округа, которые состоят из 21 муниципального образования. С момента включения этих земель в состав столицы здесь открыли восемь станций метро и 67 социальных объектов, построили свыше 190 км дорог. В целом инвестиции составили 1,3 трлн рублей при общем потенциале более чем 7–8 трлн рублей.

Прошедший в российской столице урбанистический форум показал, что выбранный вектор развития и реализуемые программы способны дать мощный импульс к преобразованию и росту Москвы как мирового мегаполиса. Благодаря политике, направленной в первую очередь на создание комфортной городской среды и обеспечение высокого качества жизни, Москва становится одной из наиболее успешных и конкурентоспособных агломераций в мире.