Строим просто - Московская перспектива

Строим просто

Строим просто
Строим просто
Онлайн-брифинг на тему «Ключевые реформы в строительной сфере: что нужно застройщикам», где были представлены итоги ежегодного исследования ВЦИОМа «Административные барьеры в строительстве глазами московских застройщиков», прошел на площадке МИА «Россия сегодня». Его участниками стали руководитель департамента градполитики Москвы Сергей Лёвкин и генеральный директор ВЦИОМа Валерий Фёдоров, которые рассказали о реформах в строительной отрасли и о дальнейших планах по оптимизации административных процедур

Одно из важнейших направлений строительства в столице – развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Конечно, строителям в сфере транспортных проектов, как, впрочем, и во всех направлениях градостроительства, важно, чтобы широкий перечень избыточных процедур был оптимизирован. С целью максимального снижения административных барьеров в Москве в 2013 году начался перевод государственных услуг в сфере строительства в электронный вид. Он позволяет существенно уменьшить сроки получения документов и количество необходимых согласований. «Электронные услуги и сервисы в строительстве исключают ошибки, связанные с человеческим фактором. Инвесторы признают, что это сильно упростило их работу», – сказал Сергей Лёвкин.

Он напомнил, что благодаря системной работе стройкомплекса и правительства Москвы сняты избыточные нагрузки на бизнес. В электронном виде доступны 22 государственные услуги, 18 из которых полностью переведены в онлайн-формат. На данный момент госуслуги в строительстве регламентированы, установлены сроки и определены исчерпывающие перечни документов для подачи заявлений, зафиксированы основания для отказа в их получении.
Активно внедряются электронные сервисы для застройщиков. За пару лет удалось сократить сроки отдельных процедур. До 14 рабочих дней – выдачу ГПЗУ, до пяти – получение разрешений на строительство и ввод объекта эксплуатацию, до 30 календарных дней уменьшился срок прохождения экспертизы проектной документации для жилых объектов.

С конца декабря 2018 года на mos.ru застройщикам доступны услуги АО «ОЭК», ПАО «МОЭК», ПАО «Россети Московский регион», АО «Мосводоканал», АО «Мосгаз» и АО «Мособлгаз». С сентября 2020 года в электронном виде также предоставляются услуги ГУП «Мосводосток» по подключению к ливневой канализации. Для удобства застройщиков на mos.ru предусмотрена система электронных сервисов: калькулятор процедур, личный кабинет застройщика, портал «Строим просто». С их помощью можно получить информацию о градостроительной и разрешительной документации, о последовательности прохождения процедур, о деятельности правительства Москвы по снижению административных барьеров в строительной отрасли.
В столице сформирован сводный план подземных коммуникаций и сооружений столицы. Создан Геофонд города, который содержит архивные сведения о геологических изысканиях.

«Сегодня система взаимодействия с застройщиками работает исходя из полномочий органов власти. В итоге даже с учетом проведенной нами оптимизации при получении разрешительной документации участвует больше трех десятков ведомств и организаций, у каждого несколько согласований, что требует больше сотни контактов. Поэтому внедрение комплексных услуг позволит исключить избыточные взаимодействия всех участников строительства, так как работа будет вестись в едином электронном пространстве. Отпадет необходимость в заявительном порядке прохождения отдельных процедур», – разъяснил Сергей Лёвкин.
Валерий Фёдоров отметил, что согласно социологическим исследованиям застройщикам стало комфортнее взаимодействовать с организациями столичного стройкомплекса (речь идет о прохождении административных процедур). Об этом сообщили 49% опрошенных.

Глава ВЦИОМа уточнил, что 83% застройщиков среди причин, мешающих эффективной работе, выделяют прежде всего недостаток инвестиций. 76% заявили, что им мешают высокие процентные ставки по кредитам, а 70% пожаловались на постоянные изменения законодательства. Препятствиями для работы застройщики назвали неопределенную экономическую конъюнктуру, рост себестоимости и высокую цену материалов, кризисные явления в связи с пандемией, недостаток квалифицированных рабочих, а также недобросовестную конкуренцию. В число не столь значимых препятствий попали трудности с получением разрешительной документации. Об этом сообщили 54% опрошенных. Наименьшей сложностью для застройщиков оказалось давление со стороны фискальных органов столицы. На него пожаловались лишь 39%. 58% представителей строительных компаний отметили уменьшение числа заказов в период пандемии, 42% опрошенных – о росте дебиторской задолженности. Кроме того, 39% заявили о снижении бюджетов, а также о негативных переменах в бизнесе заказчиков. На снижение маржинальности пожаловались 39% респондентов.

Валерий Фёдоров отметил, что в ходе исследования ВЦИОМ выслушал мнения представителей компаний относительно того, как можно сократить число процедур, необходимых для строительства, и сроки их прохождения. Главное предложение, прозвучавшее в тех или иных формулировках у 79% опрошенных, касалось внедрения института консультаций с органами исполнительной власти. 73% респондентов высказались за упрощение процедуры внесения изменений в ПЗЗ при реализации инвестпроектов и 70% – за возможность получать согласованную позицию нескольких органов власти на определенном этапе реализации проекта. 67% предложили обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам для формирования предпроектных решений, а 66% опрошенных – снизить частоту изменений в законодательстве.