Столичный опыт тиражируют

Столичный опыт тиражируют

Столичный опыт тиражируют
Реформирование строительной отрасли продолжается, несмотря на кризис и пандемию

Правительство РФ и региональные власти принимают необходимые меры поддержки как застройщиков, так и рынка недвижимости в целом. Наряду с этим ведется планомерная и рассчитанная на долгосрочную перспективу работа по реформированию всей отрасли. Таким образом, создаются условия для роста и развития этого сегмента экономики, после того как кризисные явления будут преодолены.

Москва на протяжении многих лет является флагманом градостроительной сферы, урбанистики и архитектуры в России. Нередко именно столичные строители первыми среди своих коллег внедряют новые технологии или материалы. Вместе с тем городской cтройкомплекс регулярно выступает инициатором новых моделей взаимодействия застройщиков, властей и бизнеса, здесь же эти схемы проходят апробацию. В случае успеха новации впоследствии тиражируются на остальные регионы страны. Наиболее эффективными решениями, позволившими реализовать не один знаковый проект в столице, стали цифровизация и переход на работу по объектам госзаказа с единой компанией.

Около 10 лет назад функции единого оператора программы развития метро в Москве были переданы городскому инжиниринговому холдингу «Мосинжпроект». По словам мэра Москвы Сергея Собянина, это позволило в сжатые сроки построить и запустить сотни километров тоннелей и десятки станций подземки. Кроме того, силами специалистов этой компании была выполнена масштабная реконструкция стадиона «Лужники» перед чемпионатом мира по футболу и построен уникальный парк «Зарядье» около Кремля. Проектирование, исполнение функций технического заказчика, строительство и поставка материалов при реализации этих проектов выполнялись силами одного генерального подрядчика – компании-оператора. Однако в регионах такая практика организации строительного процесса не распространена. «Ранее в условиях конкуренции между участниками строительного процесса все эти функции были разделены на четыре этапа: каждый раз новый конкурс, каждый раз – новый участник. К сожалению, недостаток профессионализма и разобщенность приводят к тому, что конечный объект не получается сдать в нужный срок, уложившись в нужные деньги и с нужным качеством», – заявил вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин. Недавно депутаты Государственной Думы приняли необходимые поправки в законодательство. Благодаря новому подходу к объектам госзаказа единая инжиниринговая компания, создаваемая региональными властями, сможет полностью выполнить проект и взять на себя риски по управлению им с момента проектирования и до момента передачи готового объекта заказчику, включая выполнение гарантийных обязательств. По оценкам экспертов, переход на строительство объектов по госзаказу под ключ даст не только сокращение сроков от трех месяцев до года, но и повышение качества.

Другими направлениями работы, которая продолжается, несмотря на сложную эпидемическую ситуацию, являются перевод услуг в строительстве в электронный вид, распространение BIM-технологий, совершенствование правил технического регулирования, а также нормативов в строительстве и градостроительной политике, снижение административных барьеров.

Показательно, что и здесь имеет место перенос московского опыта на федеральный уровень. Напомним, цифровизация отрасли в столице началась в 2011 году, а к настоящему времени уже 22 услуги предоставляются в электронном виде, причем 18 из них – исключительно в «безбумажном» варианте. Таким образом, к началу 2020 года доля онлайн-заявок на госуслуги в сфере строительства в Москве превысила 90%. Фактически перед разработчиками была поставлена задача создания замкнутого контура предоставления в электронном виде государственных услуг – от подачи ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) до постановки построенных объектов на кадастровый учет. Теперь аналогичная работа ведется в масштабах страны: уже сегодня Министерство строительства и их коллеги в Министерстве коммуникаций и связи активно работают над переводом услуг в строительстве в электронный вид: по ряду сервисов идет проектирование, по остальным – окончательное утверждение технического задания. По прогнозу Марата Хуснуллина, ряд услуг в строительстве в наиболее крупных регионах будет переведен в электронный вид уже до конца года.

Естественным продолжением процесса цифровизации госуслуг в строительстве является переход на технологии информационного моделирования. По оценкам правительства, этот процесс может занять около двух-трех лет, причем связан он, как считают специалисты, во многом не только с техническими возможностями контролирующих органов и застройщиков, но и с ментальностью заказчиков и проектировщиков.

Остаются вопросы у вице-премьера и в отношении стандартов технического регулирования, нормативов в строительстве и градостроительной политике. «Сегодня в гражданском строительстве от идеи до сдачи объектов в эксплуатацию необходимо пройти 100 процедур и потратить пять с лишним лет. Из них сама стройка занимает только два года», – констатировал Марат Хуснуллин и подчеркнул, что правила управления строительным процессом необходимо менять.

Теги: #