Ставка на фаворита

Ставка на фаворита

Ставка на фаворита
Ставка на фаворита
Легендарный Московский ипподром, безусловно, место историческое. Бега здесь проводятся с 1834 года, это одно из самых старых подобных заведений не только в России, но и в мире. Последняя реконструкция ипподрома проходила в 1949–1955 годах. С тех пор сооружение обветшало. Сегодня принято решение его реставрировать. «Московский ипподром является памятником культуры федерального значения и будет функционировать как ипподром. Были попытки инвесторов создать там проект. Но мы изначально сказали, что город на это не пойдет. Конечно, объект требует ремонта и реставрации. И он будет приведен в порядок», – сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (ГЗК), возглавляемая Сергеем Собяниным, на заседании 25 августа 2022 года одобрила разрешение на проведение реконструкции ипподрома в существующих параметрах. Как рассказала председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова, на этой территории помимо объектов ветеринарного обслуживания и полей для конных прогулок могут быть размещены гостиница на 60 номеров для нужд учреждения, объекты общественного питания, паркинг и складские помещения. Согласно концепции реконструкции ипподрома, его конюшни будут рассчитаны более чем на 1140 лошадей. Планировки конюшен проработаны в соответствии с высокими современными технологическими требованиями с целью создания оптимальных условий для лошадей и спортсменов в условиях мегаполиса. Пока же ипподром живет своей привычной жизнью, окунуться в атмосферу которой отправилась корреспондент «Московской перспективы».

ИППОДРОМ – ЭТО АЗАРТ
Разумеется, сюда приходят играть и выигрывать. Но полагаться на везение, которое, по поверью, сопровождает новичков, не стоит. Неопытному человеку разобраться в ставках нелегко. На стенах и в программках есть инструкции, но без опыта понять, чем отличается «одинар» от «четверного экспресса» или «шести побед», что такое «котел» и во сколько раз увеличится ставка в случае выигрыша, непросто. В программе 14 заездов, в каждом от шести до пятнадцати лошадей, заезды стартуют каждые 20 минут, и на любой можно сделать ставку. Минимальный размер – 50 и 10 рублей, в зависимости от типа пари. Сложно. Но начинающим готовы помочь опытные завсегдатаи. Особенно редким тут дамам. 

– Если «одинар», ставьте на Титана, а если «пару», то еще Баррусия перспективная, у нее хорошая статистика по резвости! Титана тренируют Танишины, а это известная опытная династия! – эмоционально подчеркивает в программке имена скакуновседовласый невысокий мужчина, объясняя двум растерянным посетительницам азы тотализатора. 

– Ирина, душа моя, 500 рублей на Титана! – обращается все тот же джентльмен к кассиру.

– Не могу, Николай Сергеевич! Пять секунд как заезд начался, система не пропустит. Не расстраивайтесь, деньги целее будут! – по-свойски с улыбкой отвечает женщина, видимо, знающая большинство завсегдатаев по именам.
– И то верно! – улыбается мужчина и идет к экрану с трансляцией забега.
Но вскоре он отчаянно топает ногами: Титан приходит первым. Рядом досадливо стучит об пол палочкой старичок в бейсболке с надписью «II скачки на приз президента РФ». Эти состязания – преемник бывших Императорских скачек, их традицию возобновили в 2003 году.
– Старый осел! На секунды опоздал со ставкой! – корит себя Николай Сергеевич, объясняя соседу причину проигрыша. У болельщика в бейсболке свой повод для досады: он выбрал фаворитом Баррусию. В этом заезде выигрышный коэффициент составлял восемь баллов. Это довольно много. Было два потенциальных фаворита: многие также поставили на Баррусию. И их ставки ушли в пользу выбравших Титана. При очевидном фаворите, когда большинство ставит на потенциального победителя, коэффициент меньше. Счастливчики идут за выигрышем. Кто-то тут же делает ставки на следующий заезд, где в фаворитах Парижанка и Призрачный Гонщик Лок. Мужчина, выигравший пять тысяч, прячет купюру во внутренний карман и просит завсегдатаев «дать по рукам, если я туда полезу».

ПРИЗ ТРАМВАЯ
Тем временем подходит время экскурсии. С экскурсоводом Натальей Семеновой, бывшей наездницей, встречаемся у центрального входа. В кассы на вход – две очереди, каждая человек по 20. В руках у одной из экскурсанток – авторская кукла в виде гусара. Хозяйка фотографирует куклу на всех экскурсиях, где бывает: от имени гусара женщина ведет блог о путешествиях. Увидев куклу, экскурсовод рассказывает, причем здесь гусар и откуда пошла традиция после падения с лошади приносить свидетелям тортик. Начало обычаю положили гусары: такое падение считалось ужасным позором. Упавший должен был напоить очевидцев конфуза до такой степени, чтобы о позоре никто не вспомнил. Отсюда и пошла традиция приносить алкоголь или, если очевидцы непьющие, торт. Экскурсия начинается с… местной остановки. Раньше она была трамвайной. После большого пожара в 1949 году ипподром закрыли. Но страсть «тотошников», так называют фанатов тотализатора, к ставкам была столь сильной, что пари переместились сюда. Игроки угадывали номер следующего трамвая. Был игрок, выигравший гигантские по тем временам деньги – 8 тысяч рублей, угадав пять номеров подряд. Но его за это… побили. Выяснилось, что «счастливчик» был в сговоре с диспетчером трамвайного депо и просто знал расписание.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ЖОЛТОВСКОГО
Первое капитальное здание ипподрома построили в мавританском стиле. Авторами проекта были Иван Барютин и Семен Кулагин. Строительство завершилось в 1894 году. Результат работы можно увидеть в черно-белом фильме «Папиросница от Моссельпрома» (1924) режиссера Юрия Желябужского. Но в конце сороковых на ипподроме произошел большой пожар. Восстановление комплекса поручили мастерской Ивана Жолтовского. Это была «лебединая песня» архитектора. К моменту сдачи объекта – в 1955 году – мастеру было 88 лет. Большинство видит в проекте отсыл к Большому театру. Кстати, ипподром был настолько финансово успешен, что в шестидесятые часть его прибыли пошла на реконструкцию Большого. Жолтовский смог интегрировать уцелевшие после пожара детали изначального проекта ипподрома. На первом здании было две квадриги. Сейчас одна из них украшает фасад центрального входа. Вторую квадригу разбили на элементы: две лошади – на новом портике, справа и слева от вновь установленной квадриги, а две другие по углам основания башни нового здания ипподрома. Уцелел и колокол. Он отбивает старт заездов. Колоколу более 160 лет. Увы, ему приходилось также бить и в набат: извещая о начале войны, во время пожара или после того, как однажды один из наездников умер на старте от сердечного приступа. При посещении ипподрома обратите внимание на роспись на потолке над трибунами. Вся эта огромная площадь выполнена силами всего двух художниц. Подъемных механизмов тогда не было, и работать им пришлось лежа – для них сколотили высокие козлы. Проект ипподрома удивительным образом закольцевал творческий путь архитектора: первой самостоятельной работой Жолтовского в Москве был дом Скакового общества на Скаковой улице. Между этими проектами одного архитектора – 630 метров и 50 лет жизни.

СКАЧКИ ИЛИ БЕГА?
Обыватель не видит разницы между бегами и скачками. Это принципиально разные состязания. Во время скачек лошадью управляет жокей, находящийся в седле. И есть строгие ограничения по весу: не более 55 килограммов. За один день жокей теряет до пяти килограммов – для женщины такая разовая потеря физиологически критична. Поэтому в жокеи идут преимущественно мужчины, и очень-очень редко женщины. А во время бегов лошадью управляют уже наездники из так называемой качалки – легкой двухколесной тележки. Здесь нет гендерных ограничений, среди наездников много женщин. И именно среди наездников много долгожителей. Например, до сих пор работает Виталий Танишин, в январе ему исполнилось 84 года. Кстати, в конюшнях содержится до 800 лошадей, более 30 отделений. Все лошади – частные. Здесь их обихаживают, холят и лелеют.

БУДЕМ ЖИТЬ!
Места на трибунах выкрашены в триколор. Поднимаюсь на верхний ярус, чтобы по рекомендации экскурсовода посмотреть потолочную роспись. В стороне седовласый мужчина что-то чертит в программке и бубнит. Присаживаюсь рядом. Приветственно кивнув и не отрывая головы, сосед тут же протягивает мне бутерброд.
– В минусе я сегодня, ошибся с фаворитами. Вот, делаю работу над ошибками! – поясняет он, представившийся Юрием Ивановичем.
Узнаю, как давно он сюда ходит.
– С 1967 года, со Дня строителя. Здесь праздник был, мы с дворовыми друзьями пролезли через дырку в заборе. Ставка была рубль. Сбросились по четвертачку, отдав последнее. И выиграли 170 рублей! – мужчина и сейчас радуется полувековому выигрышу с мальчишеским азартом.
Деньги школьники прокутили. Оказалось, что сумму, эквивалентную современным 170 тысячам, подростки способны потратить за неделю: несколько раз пообедали в модных ресторанах, пересмотрели весь репертуар кинотеатров, сходили в парк Горького.
Несмотря на всю страсть, сыновей на ипподром Юрий Иванович водить не стал – насмотрелся за полвека, как здесь просаживались состояния и ломались судьбы. Впрочем, крупные выигрыши тоже были: знакомый таксист в восьмидесятых выиграл пять с половиной тысяч и купил «Волгу». После возобновления работы тотализатора в 2012 году сам Юрий Иванович выиграл на двоих с напарником сорок тысяч рублей.

В себе он уверен: не берет на бега лишних денег, карточку с пенсией оставляет дома. Но это многолетний опыт. Молодым, по его мнению, «тормоза отказывают чаще». Фотографироваться новый знакомый отказывается. С родными у него договоренность: на Беговую он ходит раз в месяц, в другие выходные «занимается» в «Московском долголетии».
– Так что сегодня для жены я «на шахматах»! – улыбается он.
По словам Юрия Ивановича, старожилы очень переживают за судьбу ипподрома: не все уверены, что после реконструкции он вернется в прежнем виде. Многие боятся, что просто не доживут до окончания ремонтных работ.
– Но если нам твердо пообещают, что бегам быть, мы обязательно дождемся! – уверяет Юрий Иванович.
Открываю в телефоне новостную ленту с цитатами мэра о дальнейшей судьбе ипподрома – он обещает, что предназначение его не изменится.
– Значит, будем жить! Есть ради чего! – улыбается Юрий Иванович.

Больше фотографий – на moscowchanges.ru

Теги: #