Спасти и сохранить

Спасти и сохранить

Спасти и сохранить
Спасти и сохранить Фото: vk.com/mossobyanin
Мэр вручил награды мастерам, участвовавшим в реставрации столичных достопримечательностей

На минувшей неделе в павильоне № 13 на ВДНХ прошла церемония награждения лучших реставраторов. Звания «Почетный реставратор города Москвы» за большой вклад в сохранение и возрождение исторических объектов столицы были удостоены мастера Андрей Бринцев и Сергей Демидов. Нагрудные знаки специалистам вручил мэр Москвы Сергей Собянин.

Присвоение звания «Почетный реставратор города Москвы» стало ежегодной традицией. «Сегодня его удостоились специалисты, которые свою жизнь посвятили этой важной и нужной для людей и истории профессии», – сказал Сергей Собянин на вручении нагрудных знаков.

Первым награжденным стал Сергей Демидов – главный архитектор проектов архитектурно-планировочной мастерской-1 ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», – который в профессии уже 50 лет. Он работал над реставрацией десятков памятников, среди которых Андреевский зал и фасады Большого Кремлевского дворца, дом Пашкова, собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, здания Ссудной казны и гостиницы «Метрополь», Третьяковской галереи.

Вторым обладателем нагрудного знака стал Андрей Бринцев, художник-реставратор древнерусской живописи Межобластного научно-реставрационного художественного управления. Он отдал профессии более 30 лет и участвовал в реставрации Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Большого театра, ансамблей Новодевичьего и Высоко-Петровского монастырей и других объектов.

«Как, коллеги, впечатляет работа, которая ведется на ВДНХ?» – обратился мэр к присутствовавшим на мероприятии архитекторам и реставраторам.

«То, что делается сегодня на Выставке достижений, очень важно и нужно всем нам. Люди спрашивают, когда же будет отреставрирован тот или иной памятник, тот или иной павильон.Когда всему комплексу ВДНХ вернут исторический облик? Мы, реставраторы, не только с нетерпением ждем завершения работ на каждом объекте выставки, но и сами стараемся приблизить это время», – сказала почетный реставратор города Москвы Лариса Лазарева.

«ВДНХ – это особая площадка, где на небольшой территории сконцентрированы десятки памятников культуры. Причем памятников особенных – не двухсот-трехсотлетней истории, а советской архитектурной школы, которые весьма уникальны. Пример – известные фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», реставрируя и восстанавливая которые пришлось заменить порядка трех километров водоводов и около 50 километров различных электрических линий. Огромный объем. Но это только часть технической подземной составляющей. А процесс самой реставрации такого рода объектов настолько сложен, что часто и исполнителей трудно найти», – сказал мэр.

По его словам, у реставрируемых объектов ВДНХ своя специфика. Специалисты делятся впечатлениями, что даже грандиозные здания выставки строились не на века, поскольку используемые при их возведении и отделке материалы невысокого качества и подвергаются серьезному разрушению. Восстанавливать их очень и очень сложно. Поэтому даже в советское время отказались от их серьезной реставрации, поскольку это требовало больших затрат. Впрочем, часть объектов и не думали восстанавливать. Среди них павильоны «Казахстан» и «Узбекистан», многие годы простоявшие попросту заколоченными.

«Но для нас сегодняшних важно сохранить свою историю, дух того времени. А для этого необходимо развивать институт реставраторов, чтобы они грамотно и в полной мере восстанавливали все, что было задумано архитекторами, художниками, скульпторами», – отметил мэр.

«Объекты, которые сегодня возрождаются, мы восстанавливаем с применением современного бетона, железобетона, новых методик и технологий, которые ни в коей мере не идут вразрез с классическими, но при этом обеспечивают долговечность и стойкость восстанавливаемых конструкций и элементов декора. И здесь непочатый край работ, особенно для молодых реставраторов», – подчеркнули награжденные специалисты.

По словам Сергея Собянина, в последние годы в Москве идет масштабная реставрация различных сооружений. С 2011 года в мегаполисе отреставрировано свыше 1200 исторических объектов. В конце 2018 года лишь 6% исторических зданий (по сравнению с 39% в 2010 году) находились в неудовлетворительном состоянии. «Сегодня свыше 700 объектов культурного наследия находятся на разных стадиях реставрационных работ. И эти работы будут продолжаться», – заверил Сергей Собянин. В этом году планируется завершить реставрацию свыше 200 памятников. В их числе фонтаны «Дружба народов», «Каменный цветок» и ряд исторических павильонов на ВДНХ, церковь Анны Казанской в усадьбе Коломенское (XVI–XVII вв.), павильон «Грот» в усадьбе Кусково (XVIII в.). Кроме того, восстановят особняк И.А. Миндовского на Поварской улице и скульптурные композиции на жилых домах на площади Гагарина.

Павильон № 13 (бывший «Здравоохранение»), где прошла церемония награждения, один из немногих сохранившихся на ВДНХ с довоенного времени. Его построили в 1939 году. Изначально здесь размещалась экспозиция, посвященная истории и культуре Армянской ССР. Прямоугольный павильон был обрамлен аркадой. Вход украшал трехнефный портал с литыми решетками, национальными узорами и виноградными гроздьями. Интерьеры здания были оформлены в стиле древнеармянской культовой архитектуры, а у входа размещалось панно – пейзаж горной Армении, написанный художником Мартиросом Сарьяном.

Однако в 1960-е годы павильон пережил ряд реконструкций. Изменилось и его назначение. В 1964-м он получил название «Пищевая промышленность», а в 1967-м – «Здравоохранение». В 1990–2000 годах здесь продавали лекарства и медицинские изделия.

Первый этап по возвращению павильону первоначального облика прошел с 2014 по 2016 год. Тогда специалисты демонтировали поздние пристройки к зданию, а в 2017–2018 годах провели комплексную реставрацию фасадов. По сохранившимся фрагментам и старым фотографиям был воссоздан и исторический портал с декоративными решетками на арках. Также отреставрировали стены и кессонные потолки с историческими светильниками главного зала. Восстановлены утраченные детали лепнины и другие декоративные элементы.

Обновленный павильон № 13 передали в ведение Государственного музея Востока, который готовится представить здесь свою экспозицию.

Теги: #