Совершили рывок в транспортном строительстве

Совершили рывок в транспортном строительстве

Совершили рывок в транспортном строительстве
Совершили рывок в транспортном строительстве
Марат Хуснуллин об итогах строительного 2018 года

2018 год стал знаковым для всего Московского стройкомплекса. Столица достигла рекордных объемов ввода метро и дорог. Активно реализуются принятые важнейшие для города программы, которые станут вектором работы десятков тысяч строителей и коснутся миллионов москвичей. Это и реновация ветхого жилого фонда, и дальнейшее развитие метрополитена, и создание Московских центральных диаметров. Обо всем этом и многом другом в интервью «Московской перспективе» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Марат Шакирзянович, 2018 год подходит к концу, и по традиции принято подводить итоги. Что вы считаете главным достижением стройкомплекса Москвы в уходящем году?

— Ключевым моментом я считаю то, что мы по-прежнему удерживаем положительную динамику развития отрасли по всем направлениям. Фактически каждый новый год мы демонстрируем высокие показатели и по вводу недвижимости, и по открытию объектов транспортной, социальной инфраструктуры, и по строительству недвижимости для создания рабочих мест, что очень важно, потому что наша главная задача, которую мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил еще восемь лет назад, — развивать Москву комплексно, превратить ее в город, комфортный и удобный для жизни, работы и отдыха, в город, из которого не хочется уезжать. И я считаю, что шаг за шагом мы к этой цели приближаемся. 

Уверен, что 2018-й запомнится и рекордным вводом станций метро, дорог, и положительной динамикой по жилью, по введенным объектам социальной инфраструктуры.

Запомнится он еще и тем, что мы фактически подводим итог первого полного года реализации программы реновации, которая направлена на улучшение жилищных условий москвичей и создание качественной комфортной городской среды. Эта программа у нас пошла, люди уже переезжают в новые дома. Точные цифры по итогам всех направлений работы озвучивать пока рано, потому что год еще не закончился. Но даже то, что мы видим сейчас, позволяет судить о том, что отрасль по-прежнему на подъеме.

Хочу напомнить, что приоритетным направлением деятельности в предыдущие годы и в этом по-прежнему остается транспортное строительство, в первую очередь развитие скоростного общественного транспорта. Как известно, 2018 год мэр Москвы объявил годом метро. И в этом плане мы, безусловно, совершили настоящий рывок. С начала года уже ввели 15 станций и более 30 километров линий подземки, к тому же состоялся технический пуск участка Некрасовской линии с четырьмя новыми станциями. До конца года откроем для пассажиров еще две: «Савеловскую» и «Беломорскую». Итого 17 станций. Это беспрецедентный ввод, такого количества за всю историю Московского метрополитена не было ни разу. Максимум, который был достигнут, — 13 станций самой первой линии — Сокольнической, открывшейся в год рождения столичного метро, в 1935-м.

Напомните, о каких уже открывшихся станциях идет речь и какие еще откроются до конца года?

— Мы открыли первый участок Большой кольцевой линии метро — нашего самого масштабного проекта метростроения на сегодняшний день: от «Делового центра» до «Петровского парка». На нем расположены пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Поехали поезда с пассажирами и по очередному участку северного радиуса Люблинско-Дмитровской ветки — от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской». К услугам москвичей и гостей столицы — три новые станции: «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». А в конце августа открылся самый протяженный участок Солнцевского радиуса Калининско-Солнцевской линии от «Раменок» до «Рассказовки» с семью станциями: «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка». В результате пешеходную доступность метро получили сотни тысяч москвичей, которые теперь экономят существенное время при поездках по городу и имеют возможность альтернативных пересадок. В результате и дороги стали свободнее. До конца года введем очередной участок БКЛ от «Петровского парка» до «Савеловской» со станцией «Савеловская». А на Замоскворецкой ветке — между станциями «Речной вокзал» и «Ховрино» — до конца года откроем новую станцию «Беломорская».

Впечатляет! Метро и дальше будет в приоритете?

— Безусловно. Мэр уделяет этому вопросу первостепенное значение. И не случайно основная доля расходов Адресной инвестиционной программы, предназначенных на транспортное строительство, выделяется именно на развитие метрополитена. Это абсолютно правильно и абсолютно оправданно, потому что невозможно построить современный и комфортный город, если существует ограниченная транспортная доступность. У каждого человека должен быть выбор: перемещаться по Москве на автомобиле, на метро или по железной дороге. Пешеходная доступность скоростного общественного транспорта, альтернативные возможности пересадок, решение проблем с пробками на дорогах и решение экологических проблем было бы невозможным, если бы метро не стало развиваться такими темпами, как в последние восемь лет. И все это благодаря стратегическому решению Сергея Семеновича Собянина сделать данное направление приоритетным.

Мэр утвердил программу метростроения — одну из самых масштабных в мире. Хочу напомнить, что даже в непростом 2015 году Сергей Семенович дал команду ни в коем случае не сокращать финансирование строительства метро. Ни один проект не убрали из программы, ни одну стройку не остановили! 

В итоге за восемь лет мы построили более 130 километров линий метро и свыше 70 станций метро и МЦК, а общая протяженность метрополитена выросла на 35%.

Станции скоростного общественного транспорта в пешеходной доступности получили жители более 40 районов Москвы. Я не говорю уже о том, какую роль сыграло его строительство для решения транспортных проблем нашего мегаполиса.

Чтобы разрубить этот гордиев узел (я говорю о пробках), мэр изначально заявил: работа должна вестись комплексно. А это значит, что и метро строить более высокими темпами, чем было прежде, и дороги реконструировать и строить новые, причем с полосами для общественного транспорта, и меры по ограничению парковочного пространства принять. В итоге Москва смогла избежать транспортного коллапса, который нам грозил уже в 2013 году, если бы мэр не принял стратегически важное решение — увеличить инвестиции в транспортное строительство. Как видим, транспортная обстановка в городе не только не ухудшилась, а улучшилась: четыре года подряд Москва не является лидером по пробкам, уже по итогам 2017 года мы сместились на 13-е место, хотя в других мегаполисах, например, в Берлине, Сингапуре, Нью-Йорке, Шанхае, Лондоне, Мехико, Пекине, загруженность трасс только растет. У нас же растет скорость движения автотранспорта: по сравнению с 2011 годом — на 10%, это очень много для Москвы. По плотности сети метро и темпам его строительства наш мегаполис сегодня занимает высокое 3-е место в мире, а по темпам прироста улично-дорожной сети мы на 2-м месте, уступая только Шанхаю.

Кстати, о дорожном строительстве. Будут ли высокие темпы поддерживаться и дальше?

— Ни о каком сбавлении темпов и снижении объемов строительства речи не идет — напротив, только наращиваем. Напомню, что за восемь лет мы совершили настоящий рывок, построив и реконструировав более 800 километров дорог, увеличив тем самым их протяженность на 19% от той сети, что существовала в Москве прежде. Построили свыше 250 тоннелей, эстакад и мостов, более 200 пешеходных переходов. Эта огромная работа вкупе с бурным развитием рельсового транспорта и мерами по ограничению парковок в центре города принесла, как я уже говорил, свои плоды: на дорогах стало свободнее, скорость движения увеличилась. 

В этом году мы и вовсе побили все рекорды: введено 127 километров дорог, 55 искусственных сооружений, 19 пешеходных переходов. 

Причем построены и введены такие уникальные объекты, как самая протяженная в Москве эстакада от платформы Плющево до съезда с Перовской улицей на Северо-восточной хорде, в июле открыт новый Крылатский мост, введена двойная эстакада через железнодорожные пути Смоленского направления с улицы Боженко на улицы Горбунова и Толбухина (в рамках строительства Северо-западной хорды). В этом году мы полностью завершили реконструкцию Калужского шоссе, открыли движение по тоннелю на пересечении Варшавки с улицей Железнодорожной в Щербинке, построили дорогу от Киевского до Калужского шоссе. Ввели в эксплуатацию две трети Северо-восточной хорды, практически полностью готова Северо-западная хорда, по ее прямому ходу открыто движение транспорта.

Необходимо понимать, что в многомиллионном мегаполисе, где ежегодно прибавляется в среднем примерно по 250–300 тысяч автомобилей, не модернизировать трассы и развязки и не строить новые дороги равносильно остановке его жизнедеятельности. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин сказал об этом еще восемь лет назад и принял решение выделять серьезные бюджетные инвестиции в дорожное строительство. Напомню, что начиная с 2015 года мы ежегодно вводим не менее 100 километров дорог, и не будем сбавлять темпов. Важно, что у нас есть колоссальные заделы на годы вперед. В ближайшие пять лет планируем построить еще более 500 километров современных дорог, более 100 искусственных сооружений и около 50 новых пешеходных переходов.

Какие основные дорожные объекты сейчас в приоритете? Какие из них уже открыты и какие ожидаются к вводу?

— Проект номер один — формирование нового транспортного кольца, состоящего из хордовых магистралей. Это наша самая масштабная стройка на сегодняшний день, ключевой элемент нового дорожного каркаса Москвы. К 2023 году он сформирует новое транспортное кольцо. Северо-западная, Северо-восточная хорды и Южная рокада — в активной стройке, Юго-восточная хорда — на стадии проектирования, стройку начнем в будущем году. Северо-западная хорда, как я уже говорил, почти готова, в августе этого года по ее прямому ходу открылось движение. Остался один объект хорды — балочный мост через канал им. Москвы, его мы планируем ввести в будущем году. В рамках строительства Северо-восточной хорды завершено строительство шести участков. 

Только в этом году мы открыли участок от Бусиновской развязки до Дмитровского шоссе, от Щелковского до Открытого шоссе и сложнейший участок от шоссе Энтузиастов до МКАД с самой длинной эстакадой в городе — 2,5 километра прямого хода.

Эта дорога улучшила транспортную доступность для миллиона человек, живущих в 10 районах Москвы, в том числе тех, что находятся за МКАД, — Некрасовка, Косино-Ухтомский и др. Таким образом, на Северо-восточной хорде сегодня автомобильное движение запущено по всем участкам, кроме двух финальных отрезков: от Дмитровки до Ярославки и от Ярославки до Открытого шоссе. Сейчас по ним разрабатывается проектная документация. Все работы планируем завершить в декабре, чтобы уже в 2019 году приступить непосредственно к строительным работам. Полностью завершить строительство хорды должны в 2022 году. Что касается Южной рокады, то она фактически станет дублером МКАД и ТТК. Трасса включает шесть участков с тремя многоуровневыми транспортными развязками. Участок от МКАД до Варшавки уже готов. Идут работы на участке от Балаклавского проспекта до Пролетарского и развязке на пересечении МКАД с Бесединским шоссе. Проектируется участок от улицы Каспийской до Шоссейной. И, наконец, четвертая хорда — Юго-восточная, она пройдет от узла на пересечении Северо-восточной хорды с шоссе Энтузиастов до развязки на 32-м километре МКАД. В ее составе планируется пять участков, два из которых — от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта и тот, что соединит Рязанку с ТТК, — уже проектируются, по остальным разрабатывается документация. Когда строительство хорд будет завершено, появится несколько сотен новых маршрутов и вариантов передвижения. И люди совершенно точно еще больше времени будут экономить в пути.

Среди главных достижений года вы упомянули программу реновации. Как оцениваете ход ее реализации? Сколько людей уже переехало в новые дома?  

— Старт программе был дан еще в прошлом году, а в нынешнем она уже, можно сказать, набрала обороты. Для нас самое главное, что программа реновации, несмотря на наши опасения, пошла. И даже больше — по скорости реализации она превзошла все ожидания. Мы сформировали необходимую нормативную базу, приняв более 40 нормативно-правовых актов. Начата разработка градостроительной и проектной документации. Открыто 12 центров информирования по переселению в каждом административном округе. Но самое главное, что люди уже начали переселяться в новые дома. В процессе переезда сейчас 10 тысяч жителей. 

Хочу пояснить: люди переезжают в новостройки, которые были готовы по другим программам, но их адаптировали под высокие стандарты программы реновации.

И это важный шаг мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина навстречу москвичам: людям не приходится ждать, когда построят стартовые дома, жилищные условия они смогут улучшить уже сейчас. В этой связи я бы хотел особо отметить Казенное предприятие «Управление гражданского строительства» во главе с Дамиром Газизовым. Они проводят колоссальную, сложнейшую работу, чтобы привести эти дома к стандартам программы реновации. Ведь не секрет, что проще построить новый дом с нуля, чем вносить «коррективы» в уже готовый объект. Так вот люди, которые переселяются сегодня в эти дома, довольны и качеством работы, и условиями, которые для них там созданы.

Что касается площадок для строительства новых домов, то за год мы провели просто колоссальную работу по их поиску и определению, где именно будет стоять тот или иной дом. Сконцентрировали на этом все свои силы, потому что понимаем: чем больше таких площадок найдем в районах проживания, тем быстрее сможем начать строительство, в итоге люди скорее смогут переехать в новые дома. Так вот в настоящий момент подобрано 295 стартовых площадок на 4,8 млн кв. метров, но это перечень не окончательный.