Соавтор «Зарядья» - «МП»: «Если человеку хорошо, то это правильный парк»

Соавтор «Зарядья» - «МП»: «Если человеку хорошо, то это правильный парк»

Соавтор «Зарядья» - «МП»: «Если человеку хорошо, то это правильный парк»
Соавтор «Зарядья» - «МП»: «Если человеку хорошо, то это правильный парк» Денис Кусенков. Фото: Arteza
Ландшафтная компания Arteza успела поработать над проектами парка «Зарядье» и «Лужников», поучаствовать в конкурсе по реновации и сделать дворы десятка столичных новостроек. Старший партнер компании Денис Кусенков рассказал «МП», что бы ему хотелось видеть у Кремля и почему его команда не конкурент «Стрелке»

«Cупермаркет для заказчика»

– Часто ли вам приходится выходить на конкурсы ради хайпа?

– Как показывает практика, к сожалению, очень много конкурсов ради этого и проводятся. Для многих застройщиков и заказчиков это хороший способ пропиарить проект. Для нас - это хорошая практика и возможность сотрудничества и поддержки отношений с крупными международными и российскими архитектурными бюро. Например, благодаря успешной совместной работе с бюро Zaha Hadid Architects здесь, мы были приглашены к участию в совместном конкурсном проекте в Китае. Для нас это супер-событие. До этого мы вместе участвовали в конкурсах по реновации, в Архангельском, Новороссийске и Екатеринбурге.

IMG_6785 copy.jpg Денис Кусенков. Фото: Arteza

- Другие зарубежные рынки у вас есть?

– Нет, но мы над этим работаем, потому что у российских компаний есть определенная ниша, образовавшаяся за счет падения курса рубля к доллару. Наработав определенную практику здесь, у нас есть все шансы, поработать заграницей. Почему бы нет? Мы точно можем делать не хуже.

– На чем вы успешно зарабатываете?

– Мы пытаемся зарабатывать на всех типах деятельности. Как некий супермаркет для заказчика, которого интересует благоустройство, мы выполняем полный комплекс работ от концепции и рабочего проектирования, до строительно-монтажных работ и последующего ухода.

33456781.jpg ЖК «Большевик». Иллюстрация: Arteza

За 16 лет работы на рынке мы наработали опыт реализации практически всех типов объектов: от крупных и локальных парков, набережных, жилых комплексов и бизнес-центров до специальных объектов: дома для пожилых людей, больниц, образовательных учреждений.

– Получается, вы сейчас мало чем отличаетесь от «Стрелки»?

– Если не брать в расчет то, что мы еще и строим, да, получается так. «Стрелка» – это огромная проектная компания. При этом мы больше практики, а они больше теоретики. Там очень много методологических и аналитических материалов, относящихся к предпроектному этапу. К нам приходят не отвечать на вопрос «что?», а отвечать на вопрос «как?». «Стрелка» – это те, кто протоптал лыжню, по которой мы все дружно едем. Она воспитывает людей, формирует отрасль, и это очень круто. Они точно для нас не конкурент.

3323232222.jpgИЦ «Сколково. Центральный парк». Иллюстрация: Arteza

– Нужно ли архитекторам образовывать людей, как это делают в «Стрелке»?

– Нужно. Я считаю, это отличная ниша для бизнеса. Мы готовы участвовать в образовательных историях и более того, уже прорабатывали свою тему на этот счет, но пока, к сожалению, это не привело ни к какому результату. В моем понимании, России не хватает архитектурного коммерческого образования в сфере создания общественных пространств.

«Ландшафт – это пятый фасад»

– Как в регионах относятся к вашим работам? Не считают ли их излишне прогрессивными для себя?

– Регионы совершенно точно очень сильно стараются. Но главная их проблема сейчас – это низкие бюджеты на реализацию. Стоимость физического строительства условно одинакова, что в Москве, что в регионах, а бюджеты разные. От этого и разница в проектных решениях, качестве применяемых материалов и конечном продукте.

Сейчас в Магнитогорске тоже сделали парк на 300 га. Но в этом случае руководитель проекта перед его началом объехал лучшие мировые образцы и составил для себя четкое представление того, как это должно выглядеть. Уделили внимание не только расходам, но и доходам, которые помогут содержать и развивать проект в будущем. Сейчас нами, совместно с ТПО Прайд и Key Capital, составлен генплан этой территории и принята концепция. Теперь выбираются архитекторы для каждого отдельного участка. С таким подходом есть шанс получить в итоге что-то стоящее.

223434234242.jpgПарк «Архипелаг Черного озера». Иллюстрация: Arteza

– С кем проще работать: с частным девелопером, физлицом или с госструктурой?

– Так сразу и не скажу. Частные заказчики могут быть капризны и, съездив условно говоря, в Испанию, приехать с кучей идей. Которые срочно надо внедрить в проект, перечеркнув всё прежнее ТЗ. У города же, в свою очередь, нет на это времени и все более организованно. Он самый стабильный, понятный и интересный заказчик сегодня, как ни странно.

– Чем отличается идея, которую вы закладываете в парке на 300 га и в нескольких сотках, например? Отличается ли подход каким-то образом?

– По большому счету ландшафт – это пятый фасад, продолжение всей архитектурной и планировочной концепции. Другой идеи мы преследовать не можем.

a2d0a7a4e6d74cf6f0288fe90ff3766d.png Олимпийский комплекс «Лужники». Фото: Arteza

– Как сделать комфортный парк?

– Первое – просто надо любого человека, хотя бы вас или меня, поставить в такой парк и понять, как мы себя чувствуем. Если хорошо, то это правильный парк. Мы понимаем, что это гармонично с точки зрения ощущения себя внутри, это какой-то «человеческий масштаб», как говорит Сергей Кузнецов. Нам должно быть все понятно. Второе – функционально и продумано. И последнее – бюджет и стоимость эксплуатации. Все эти факторы и элементы должны быть учтены и проработаны.

b757d43714f2c8ca0473e78a00cdf64e.pngЖК «Level Амурская». Иллюстрация: Arteza

- Стало ли благоустройство уже трендом в жилом девелопменте или пока нет?

Важно отметить, что девелоперы, как никогда интересуются вопросом благоустройства своих объектов, но пока вся тенденция находится на стадии разработки концепций и не вылилась в массу реализованных проектов. К примеру, мы за 16 лет работы всего реализовали 10 проектов ЖК, а сейчас у нас только в стадии разработки 9 новых проектов. Пока девелоперы лишь активно заказывают красивые картинки. Я сильно опасаюсь, как бы все этими красивыми картинками не закончилось. Для этого активно общаемся не только с маркетологами, но и со службами, планирующими дальнейшее проектирование и строительство.

Вид_010_autumn copy.jpgКонцепция благоустройства «Cameo Moscow Villa». Иллюстрация: Arteza

– Все же как сильно ландшафтный дизайн влияет на цену?

– Понимаете, это не влияние оказывает, а является обязательным условием для жилого комплекса сегодня. И даже если проекты без внятной концепции благоустройства еще остаются в Москве, то в самое ближайшее время они уже закончатся. Хотя, конечно, все зависит от продаж. Продажи встанут – прибегут к специалистам.

– Какова стоимость благоустройства в процентах?

– В процентах не скажу, но если, к примеру, 1 кв. м жилья стоит 50-60 тыс. рублей, то 1 кв. м благоустройства стоит 7 тыс. рублей. В общем у тех, кто строит дома по 40 этажей, есть деньги на благоустройство.

«Все что сделано – лучше, чем было»

– Как вам удалось добиться успеха?

– Потому что мы крутые.

– Как стать сейчас крутым?

– У нас профессия молодая и мы продолжаем учиться. А кто-то только начинает. Конечно, у нас есть определенная фора в виде своего портфолио, в том числе «Лужников», Сколково. Плюс у нас большая конкурсная практика – только за прошлый год их шесть было пройдено. Вообще, нужно быть полезным заказчику и стараться всегда следить за качеством.

adae23f81838ada1d0916e817da58a26.jpgПарк «Зарядье». Фото: Сергей Киселев/Агентство Москва

– Довольны ли вы качеством реализации «Зарядья»?

– Глобально проект удался 100%. Можно задаваться вопросом, должен ли там вообще быть парк? Я как горожанин был бы счастлив, если бы на территорию Зарядья перенесли все развлекательные мероприятия с Красной площади. А сама Красная площадь была бы полностью очищена от них.

f0454c6579791ebe6b3db36b8e62d835.jpgПарк «Зарядье». Фото: pixabay

Но раз уж было приято решение строить парк, то он удался. И в стране появился пространственный объект, который встав рядом с Кремлем, своей выразительностью и современностью дополнил его. Он стал визитной карточкой страны. То, что сохранили западную команду архитекторов на протяжении всего проекта и реализовали почти все, что хотели, это большая победа, считаю. Там есть куча вопросов, но это всё - несущественные детали.

– Я так понимаю, вы говорите о навигации и фактах воровства растений?

– Если бы вам удалось построить такой парк, как «Зарядье», и вашей единственной проблемой была бы навигация, то вам можно было давать орден почета. А в воровство растений я просто не верю. Не хочу углубляться в эту тему.

3ed505e8afc82e859d7222e859eeeea2.jpgПарк «Зарядье». Фото: Сергей Киселев/Агентство Москва

- Вы видите отличия в подходах к развитию парков 5 лет назад и сейчас?

- Сейчас начинают появляться парки, которые несут в себе какую-то идею, какую-то специальную функцию. Например, ВДНХ, который условно говоря, предлагает культурно-образовательный досуг. Есть «Зарядье» - достопримечательность, обязательная точка посещения. Появились Лужники как чисто спортивный парк. Эти пространства стали более персонифицированы.

6c74d4ce2fc1a1f662ada0db65562f78.pngТриумфальная площадь. Фото: Arteza

– Как вам пришла такая нестандартная идея с Триумфальной площадью?

– Идея проекта принадлежит Buromoscow. Мы лишь помогали ее дополнить ландшафтными решениями. Надо понимать, что на конкурсе выиграла концепция именно «площади Маяковского», а реализована была просто «площадь». Если посмотрите, то реальность сильно отличается от конкурсной концепции. Там был сиреневый сад, да и вообще все было очень лаконично, гармонично и архитектурно. Теперь же это обычная площадь с распространенными решениями. Классная находка, которая сохранилась с конкурса, это качели. Если обратите внимание, они никогда не бывают пустыми.

0e83e6d7cf94139847d6cbde544370a8.pngТриумфальная площадь. Фото: Arteza

Есть у меня, конечно, догадки на этот счет: долгое время на этой площади собирались незаконные уличные акции. Вероятно, не оставить свободного пространства для них и стало одной из целей заказчика.

– Почему иногда площадь после реконструкции начинает жить не так, как хотелось бы авторам проекта изначально?

– В любом случае, все что сделано – лучше, чем было. Второй вопрос – всегда можно доделать и исправить. Фатальных ошибок я еще не видел.

Moscow Urban Forum copy.jpgДенис Кусенков. Фото: Moscow Urban Forum

– Кстати, а то, как была сделана «Моя улица», Вам нравится?

– Мне нравится. Есть кое-где проблемы с излишне широкими тротуарами без парковок, но это за рамками проекта. Однако фактом остается то, что улица ожила. А реализация такая – опять же из-за сроков. Но уверен, что сейчас весной все будет переделываться по гарантии из денег частных компаний.

Теги: #