Развитие Москвы выходит на новый уровень - Московская перспектива

Развитие Москвы выходит на новый уровень

Развитие Москвы выходит на новый уровень
Развитие Москвы выходит на новый уровень
«Москва исчерпала возможности интенсивного развития, и в связи с этим требуется качественное преобразование городских территорий. Перспективы российской столицы – в реализации многофункциональных проектов и развитии исторической среды», – заявил на форуме PROESTATE сопредседатель Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков. Об этом он рассказал «Московской перспективе»

В развитии транспортной инфраструктуры Москва сделала за последние годы большой качественный рывок. Так, с 2011 года в столице построили 169 км новых линий метро и 87 станций, включая запуск Московского центрального кольца (МЦК), а также 916 км автомобильных дорог, 295 мостов, тоннелей, эстакад и 243 внеуличных пешеходных перехода. Помимо этого было построено и реконструировано 235 км железнодорожных путей и 36 остановочных пунктов. Такое мощное и интенсивное строительство дорог, метро и железнодорожных магистралей, которое отмечалось в Москве в последние 10 лет, позволило освободить и предоставить для будущих проектов большое количество новых площадок в хороших и привлекательных районах. Фактически это определило инвестиционную и градостроительную ситуацию в городе на ближайшие 10–15 лет. Эксперты прогнозируют, что важными точками роста в сложившейся ситуации станут транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

Сегодня в сфере строительства перед городскими властями встают новые задачи, в числе первоочередных – формирование принципиально иного качества городской среды. Надо признать, что период интенсивного развития подходит к концу, наступает время качественных преобразований города и территорий. Сегодня в Москве осуществляются масштабные проекты комплексного развития территорий. Это застройка, включающая в себя и жилье, и места приложения труда, и торговые площади, и развлекательные центры и, что не менее важно, формирование хорошей экологической среды. Именно реализация многофункциональных проектов позволяет формировать новое качество среды. Так, уже на протяжении почти десяти лет в столице реализуется программа реорганизации и включения в жизнь города бывших промышленных зон. В вопросе реновации своего «ржавого пояса» столица пошла двумя путями: городские власти решили не просто использовать промышленные площадки для градостроительного развития и создания новых современных кварталов, они готовы изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории. Это одна из самых масштабных градостроительных программ столицы, ведь промзоны занимают порядка 18,8 тыс. га, что составляет более 17% территории старой Москвы.

Другим примером нового подхода к развитию территорий может стать программа реновации жилья. Помимо расселения пятиэтажек она имеет своей целью создание принципиально новой городской среды. Логика развития мегаполиса предполагает неизбежное появление гетто в депрессивных, удаленных от экономических центров районах. В случае Москвы это пояс за Третьим транспортным кольцом ближе к МКАД. Программа реновации при грамотном подходе к планированию территорий, эффективном совмещении различных функций в новых районах способна остановить эти процессы.

Еще одним способом качественного преобразования города является сохранение и развитие исторической среды. Это не только память, но и механизм формирования мощной экономики, и этому есть не одно подтверждение в разных городах мира. Сохранение исторической ткани города одновременно с обновлением инфраструктуры «старых» районов создают условия, привлекательные для создания креативных проектов и туристических маршрутов.
Однако такие качественные проекты сегодня сложно представить без государственного участия, без мер государственной поддержки и определенных ограничений при застройке территорий. Еще одним важным фактором качественного развития становится не просто участие горожан в публичных слушаниях, а настоящее живое участие в разработке и реализации проектов. Хорошие дороги и метро можно строить за счет средств бюджета, а хорошие кафе и салоны красоты – невозможно. Эти объекты появляются благодаря инициативе жителей, наполняя территорию смыслами и создавая то качество городской среды, которое мы так ценим в европейских городах.