Рапсодия на Поварской

Рапсодия на Поварской

Рапсодия на Поварской
Рапсодия на Поварской
Реставраторы воссоздадут исторический облик культурного центра Венгрии

Для Москвы примеры радикальной смены назначения объекта, когда приватные семейные пространства бывших промышленников, дворян и купцов «взяли на себя» общественные функции, далеко не единичны. Так произошло и с городской усадьбой дворянина Александра Носенкова. В советские годы в нем расположилась сначала Польская миссия, позже посольство Венгрии, а теперь Венгерский культурный центр.

Усадьбу на Поварской построили в 1887–1888 годах. Заказчиком выступил сам Носенков – московский потомственный почетный гражданин, решивший создать уютное гнездо для собственного семейства. Проект был заказан модному на тот период архитектору Александру Каминскому. Являясь талантливым зодчим, он спроектировал целый перечень частных и общественных объектов, включая банки. Войдя в семью Третьяковых в качестве мужа одной из сестер, он получил задание на проектирование первого здания галереи. Здания Каминского отличают эклектичность, насыщение классических форм национальными деталями. Его считают также мастером понимания вкуса заказчика. Именно поэтому целый ряд проектов был связан с перестройкой особняков новыми владельцами, желающими придать более модный вид старым домам, переустроить их внутренние пространства.

Семья Носенковых прожила в доме 20 лет. В 1908 году оно было перепродано Василию Балину, одному из директоров крупнейшего товарищества мануфактуры А.Я. Балина. Новый владелец решил доверить провести преобразования усадьбы архитектору Виктору Веснину, будущему конструктивисту. Однако после революции, в 1918 году, объект был национализирован. После поляков его заняли венгры. В 1967 году посольство Венгрии переехало на Мосфильмовскую улицу, а за собой ставило особняк в престижном районе, где открылся Венгерский культурный центр. Новое кирпичное здание на Мосфильмовской вполне подходило для выполнения утилитарных задач, а прекрасный особняк на Поварской – для культурных целей.

За долгие годы здание во многом утратило свой исторический облик, пострадали и интерьеры. Сейчас разработан проект реставрации и приспособления особняка к современным нуждам. Масштаб работ будет значительным. Потребуется укрепление его фундамента и создание гидроизоляции, а также вычинка кирпичной кладки стен. В ходе проекта планируется провести реставрацию штукатурной поверхности фасадов, а также всех инженерных систем – дымоходов и печных труб, воссоздание приямков, белокаменных площадок и ступеней у входов, устройство водосточной системы. Реставраторы демонтируют поздние перегородки в интерьерах, раскроют оконные и дверные проемы, заложенные в советское время. По архивным документам планируется воссоздать утраченные элементы здания, а сохранившиеся отреставрировать. Это коснется и внутренних пространств особняка. Внутри дома специалисты демонтируют современную отделку стен и потолка и современную лестницу на чердак. Будут отреставрированы и воссозданы штукатурное покрытие, столярные оконные и дверные заполнения, паркет, потолочные карнизы и печь. Особое внимание уделят реставрации лепного декора. В особняке на Поварской лепнина является главным элементом, что сразу обращает на себя внимание. Ею сдержанно и изысканно украшены потолки, стены, входы в залы. Согласованный проект реставрации и приспособления, отмечают специалисты департамента культурного наследия, обеспечивает сохранение всех особенностей объекта, которые утверждены в качестве предмета охраны. Также это соответствует требованиям законодательства и охранного обязательства пользователя памятника архитектуры.

Теги: #