Пьяцетта в старой Москве

Пьяцетта в старой Москве

Пьяцетта в старой Москве
Пьяцетта в старой Москве
В центре города начаты работы по реализации проекта Allegoria Mosca

Концепция проекта была одобрена Архсоветом Москвы. Эксперты посчитали, что он учитывает всю сложность и многогранность места – пересечение улиц Остоженки, Пречистенки и площади Пречистенские Ворота. Произвела впечатление и сложная функция объекта: он будет включать и жилую часть, и нежилую – открытую для города. В рамках его планируется создать новый культурный оазис, включающий общественный и музейный центры.

Улицы Остоженка и Пречистенка возникли на месте двух оврагов, между ними протекал ручей Черторый, который, в свою очередь, впадал в Москву-реку. Черторый находился на месте нынешнего Соймоновского проезда. Сама география местности продиктовала ее сословное распределение – на купеческую и ремесленную части. От далекого прошлого этих мест мало что осталось, но два объекта – здания Белых и Красных палат XVII века – наделяют этот уголок Москвы особым своеобразием и ценностью. Дальнейшая история района складывалась таким образом, что тут появилось множество других ценных объектов. Музейная карта города является тому подтверждением: здесь находятся три литературных музея –
А.С. Пушкина, Л. Н. Толстого и И.С. Тургенева. Все они расположены в особняках начала XIX века. Появление рядом крупных усадеб было продиктовано особенностью местности: тогда она была слабо освоена и привлекала тем, что здесь можно было формировать обширные приусадебные территории, создавать парки и постройки в глубине дворов.

Концепция проекта Allegoria Mosca опирается на эти особенности. Есть версия, что в разработке исторических, самых старых проектов ее застройки принимал участие итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Как объясняют в архитектурном бюро Kleinewelt Architekten, новый жилой комплекс напомнит об итальянской традиции в архитектуре столицы. Он станет городским дворцом, палаццо в самом историческом центре. А площадь между Белыми, Красными палатами и новым палаццо станет небольшой городской площадью в итальянском стиле – пьяцетта. Такие площади, распространенные в итальянских городах, ранее существовали и в старой Москве, но позднее были утрачены.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов описал новый комплекс так: «Его фасады украсят множество больших брутальных арок, наслоенных на регулярную сетку окон: архитекторы решили соединить в своей концепции образ древних московских палат и стиль итальянских палаццо, в целом грамотно поработали с объектами наследия, добавили культурные и общественные функции».

Проект планируется реализовать к 2020 году, работы уже начались. Как ранее отмечал мэр Сергей Собянин, город приветствует такой комплексный подход. По его словам, таким образом «формируется неповторимая атмосфера, которую замечают и москвичи, и гости столицы». Культурным программированием нового комплекса займется бюро Citymakers – соавторы концепции развития парка «Зарядье», получившего международное признание.

Николай Переслегин
Николай Переслегин
руководитель бюро Citymakers
« Наши исследования показали, что в этом месте бесконечное количество наслоений исторических и событийных пластов – старинные палаты, тектонический излом рельефа в этой части города, исторически повлиявший на структуру сословного расселения здесь. Реакцией на это стал архитектурный спектакль, сюжетом которого являются город и его история, а сценой – двор между Белыми и Красными палатами. Фасад нового дома – декорация к этому спектаклю. Это стало основной визуальной эмоцией проекта. »

Руководитель бюро Николай Переслегин, комментируя одобрение Архсоветом концепции, предложенной Kleinewelt Architekten, отметил, что работа в таком месте может проводиться только в режиме «хирургического вмешательства». В результате этого решения, считает Переслегин, в историческом центре появится новое общественное пространство. Оно оживит площадь, которая на данный момент практически не участвует в городской жизни.

Теги: #