Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь
Прямая речь Артем Мальгин. Фото: russiancouncil.ru
Артем Мальгин, проректор МГИМО

Уже третий год мы продолжаем русско-французский Трианонский диалог. И если в прошлом, 2018 году его центральной темой был урбанизм и в результате у нас сформировалось достаточно большое количество российских и французских градостроителей, архитекторов, девелоперов, объединенных в такое двустороннее сообщество, то 2019-й стал годом образования и науки. Мы понимали, что есть некая преемственность, и вот в рамках этой преемственности сформировалась тема университетских кампусов.

Так сложилось, что эта тема актуальна как в России, так и во Франции. Зачастую эти процессы возникают и выглядят как абсолютные близнецы. Во Франции уже несколько лет реализуется государственная программа, которая стимулируют вузы, и различные территориальные индустриальные партнеры, бизнес-партнеры объединяются в научно-образовательные центры. Во Франции поставлена задача сформировать 10 таких кластеров. Часть из них уже создана. Наверное, наиболее заметные проекты сейчас – это Университет Лазурного Берега, который в 70-е годы возник, как совершенно новый кампус «София Антиполис», а сейчас они развиваются и укрупняются.

В 2018 году похожая идея родилась в российском Министерстве образования и науки, которая нашла отражение в национальном проекте «Наука» и федеральном проекте «Экспорт образования». Научно-образовательные центры сейчас формируются в пяти пилотных регионах – это Белгород, Тюменская область, Нижегородская область, Пермский край и Кузбасс. Москва и Московская область пока в этот перечень не вошли.

При этом мы понимаем, что к осени в рамках этих проектов появится еще один – это экспорт образования. Президент РФ Владимир Путин перед Министерством образования и науки поставил задачу – увеличить к 2024 году число иностранных студентов до 425 тыс. Это действительно очень большой контингент, и задача трудно осуществима в существующих университетах, зачастую не имеющих студенческих городков. Даже если посмотреть на старые московские вузы, мы видим, что по большому счету, кроме МГУ, ни у кого современного кампуса мирового уровня в Москве нет, как нет и возможности создания таких центров в старых границах города. Поэтому когда мы сейчас смотрим на новую Москву, то понимаем, что присоединенные территории могут стать тем местом, где можно реализовать масштабные проекты по созданию кампусов вузов.

Мы видим, что наши французские коллеги, которые раньше приступили к развитию университетских кампусов, уже столкнулись с определенными проблемами, наработали ценный опыт. Но россияне традиционно быстро догоняют и зачастую, как это происходит с другими программами развития, начинают обгонять.

При этом проблемы везде одинаковые – это собственно инфраструктура для новых университетов, архитектурные проекты, взаимодействие с индустриальными и бизнес-партнерами. Мы видим, что главная проблема состоит в том, что нет стыковки, когда вузы и индустриальные партнеры не могут сформулировать, что им нужно друг от друга. По большому счету мы сейчас видим одного серьезного игрока.

Если возвращаться к Большой Москве, то здесь, мне кажется, возможности совершенно иные. У нас даже Союз ректоров Москвы и Московской области объединенный. Лучшие вузы страны работают на двух номинально территориальных площадках Москвы и Московской области – это МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, Московский областной университет, МГИМО, который сейчас работает в двух кампусах – Центральном и Одинцовском.

Мы договорились с нашими французскими партнерами о проведении нескольких экспертных национальных сессий – в России и во Франции. К концу года с помощью Фонда «Московский центр урбанистики «Город» в рамках Трианонского диалога мы объявим и даже профинансируем конкурс молодых архитекторов и градостроителей по университетским кампусам, которые работают в больших регионах с научно-образовательной программой.

Теги: #