Продать будущее: помогает ли виртуальная реальность рынку жилья
Девелопер продает то, что еще не существует. Как показать клиенту жилье в недостроенном доме? В буклете, на экране компьютера или телевизора, а еще погрузив покупателя в мир виртуальной реальности, где он может прожить некоторое время, увидеть свою будущую квартиру собственными глазами. Для этого есть несколько инструментов, которые используются на разных этапах, выполняют различные задачи, и обходятся застройщику в суммы, отличающиеся в несколько раз.
Главное — не заиграться
Технологии развиваются быстро, два года назад в очках VR клиентов укачивало, потому что вестибулярный аппарат человека и картинка перед глазами не получалось синхронизировать, сейчас такой проблемы нет, если использовать современное оборудование и качественный, хорошо проработанный контент.
Например, сотрудники компании Unrealestate раньше разрабатывали игры, а сейчас на игровом «движке» (такой же в игре Fortnite) — VR-путешествия по недвижимости.
Фирме два года, разработкой занимаются пять человек, делают 2–3 проекта в месяц.
Руководитель консалтинговой компании «ТОП Идея» Олег Ступеньков рассказывает, что 70–80% людей — интроверты, к тому же им не нравится, что очки виртуальной реальности кто-то надевал до них, поэтому клиенты отказываются ими пользоваться: «Виртуальная реальность искажает представление о квартире, дает недостаточно информации. Мы очки пробовали, они уже три месяца валяются без дела. Практика продаж показывает, что лучше сделать квартиру в реальном исполнении в офисе: так клиент прочувствует уют, может понюхать и потрогать то, что будет покупать».
Что дальше
Генеральный директор VR-платформы Planoplan Олег Кельник считает, что, когда покупатель привыкнет к VR, такой способ просмотра квартир станет банальным: «В ближайшие пару лет технологии будут появляться на выставках, в торговых центрах, постепенно входить в обиход, года через четыре оборудование виртуальной реальности появится у каждой пятой семьи, уровень изображения сравняется с современными телевизорами».
Не так давно на рынке появилась новая технология, созданная компанией Biganto Visual. Разработчики заверяют, что она не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. В частности, она позволяет плавно и свободно перемещаться по виртуальному пространству, визуализированному в высоком качестве в браузере обычного компьютера.
Один процент
В развитых странах виртуальная реальность используется для продаж квартир на расстоянии тысяч километров. Клиенты из Китая и Арабских Эмиратов покупают квартиры в Британии, Швейцарии или Новой Зеландии.
Его слова подтверждает и недавнее исследование ассоциации VRARA: 82,7% среди всех покупателей квартир вспомнили, что застройщик показывал им 2D-планировки будущего жилья, 21,2% — что демонстрировал 3D-планировки, 10,6% — панорамные туры, и только одному проценту предложили посмотреть квартиру в виртуальной реальности.
Технологии, помогающие продавать
Виртуальные туры 360º. В поисках квартиры покупатель попадает на сайт застройщика, где вместо статичных фотографий и планов ему предлагают походить онлайн по дому и окрестностям. В меню можно выбрать: парк рядом с домом, само здание снаружи, подъезд, квартиру, и дальше гулять, как по панораме Яндекс-карт: поворачиваться, приближать детали, но главное — получить общее представление от первого лица, как будет выглядеть будущее жилище и его окружение. Основной недостаток таких туров: «дерганые» перемещения, ограниченный обзор, пользователь попадает только в определенные точки пространства. Стоимость разработки минимального проекта: 12–18 тысяч рублей.
Дополненная реальность (AR — augmented reality). Клиент наводит смартфон на рекламный проспект, и на экране вырастает целый жилой комплекс. Можно увеличивать фрагменты, выбирать интересующую информацию: метраж, количество машиномест, стоимость квадратного метра — параметров может быть сколько угодно, а обойдется такой проект застройщику примерно в полмиллиона-миллион рублей. Инструмент AR удобно использовать при продаже недостроенных загородных домов: в чистом поле или в сосновом лесу на экране появляются стены, цветники и пятиметровые заборы с затейливыми башенками. А еще покупатель на экране таким образом просматривает и выбирает меблировку в своем будущем жилье: меняет обои, переставляет свой любимый диван, подбирает в каталоге понравившуюся люстру… За прорисовку одной квартиры разработчики возьмут те же 12–18 тысяч рублей.
Виртуальная реальность (VR — virtual reality). Клиент в офисе продаж надевает очки или шлем виртуальной реальности и попадает в дом, квартиру, которые существуют только в виде планов. Вариантов исполнения много, смотря сколько на эту технологию готов потратить застройщик. «Идеальный вариант»: в офисе пустая комната 3х3 метра, никаких проводов, множество датчиков. Можно, чтобы по виртуальным квадратным метрам путешествовали сразу двое, например, семейная пара: тогда они будут встречаться с аватарами друг-друга. Или один гуляет по квартире, поднимает голову — понимает, насколько высокие потолки, выходит на балкон посмотреть на окрестности, а муж видит то же на экране телевизора. Более простой вариант: для VR не обязательно выделять отдельную комнату: можно усадить покупателя на стул и пусть себе бродит по квартире, нажимая на кнопки джойстика.
После такого виртуального путешествия в салоне продаж менеджер выдает покупателю cardboard (это самые простые очки виртуальной реальности стоимостью 200–300 рублей, сложенные из картона с пластиковыми линзами, в которые вставляется смартфон) с символикой компании, чтобы клиент, и его родственники рассматривали разные квартиры уже сколько хотят, правда в не таком высоком разрешении и не с таким глубоким погружением, как в более «настоящих» очках Samsung Gear, Oculus Rift или HTC Vive.
Для погружения покупателя в виртуальную реальность потребуются: игровой компьютер (100–130 тысяч рублей), очки виртуальной реальности (15–40 тысяч рублей), джойстик — 7–12 тысяч или перчатки за 25 тысяч рублей, опционально датчики перемещения стоимостью до нескольких десятков тысяч рублей. Цена разработки проекта VR: одна квартира: 20–50 тысяч рублей, жилой комплекс с придомовой территорией обойдутся в несколько сотен тысяч, в зависимости от площади и проработанности проекта. К VR-путешествию разработчик обычно бесплатно делает и виртуальный тур 360º для просмотра на сайте.