«Поезд 8 марта» - Московская перспектива

«Поезд 8 марта»

«Поезд 8 марта»
«Поезд 8 марта»
Женщины в нашей стране успешно водят трамваи, троллейбусы и даже такси. Однако возможность стать машинистом метро была доступна только сильному полу. И вот в январе нынешнего года на линию московской подземки вышел состав, управляемый женщиной. Профессия машиниста электропоезда, считавшаяся исключительно мужской, вновь обрела женское лицо, став возможной для представительниц прекрасной половины человечества. Впрочем, доступность эта лишь кажущаяся. На самом деле претенденток ждет серьезный отбор, вступительный конкурс, сложный учебный период в течение девяти с лишним месяцев и выпускные экзамены, которые выдерживают далеко не все. В канун 8 Марта «Московская перспектива» решила рассказать о возвращенной женщинам профессии машиниста метрополитена

Женщины-машинисты в Московском метрополитене явление не такое уж и новое.  В 1936 году, через год после открытия первой линии метро столичной подземки, Зинаида Троицкая (первая в СССР,  а может, и в мире, женщина – машинист паровоза) обратилась к работницам железнодорожного транспорта с призывом «Женщины, на паровоз!», который был мгновенно подхвачен представительницами слабого пола.

От орденоносной коллеги не пожелали отставать и молодые работницы Московского метрополитена, входившего в то время в состав Народного комиссариата путей сообщения. В том же году три женщины, работавшие помощницами машиниста, добились разрешения сдать экзамены на право управления поездом метро.

Первой испытать судьбу решила Оксана Пинчук. Сначала она трудилась на строительстве подземки, а в марте 1935 года в числе лучших была направлена для дальнейшей работы в метрополитен. Выпускной экзамен Оксаны в декабре 1936 года длился несколько часов и проходил с особым пристрастием. Когда она ответила на все вопросы по эксплуатации,  устройству составов и спрашивать уже стало не о чем, строгая мужская комиссия пришла к единому мнению, что женщинам-машинистам на метрополитене – быть!

А перед войной в метро работало уже несколько десятков женщин-машинистов. Среди них стали появляться лидеры. К весне 1942 года под руководством машиниста 2-го класса Екатерины Мишиной был сформирован первый на метрополитене женский поезд, который вышел на линию 8 марта. Он же стал и первым в московском метро именным составом – «Поезд 8 марта».

К концу 1945 года помощниками машиниста и машинистами в московском метро работали многочисленные представительницы слабого пола. Рычаги управления они не выпускали из своих рук и в послевоенное время.

Так продолжалось вплоть до конца семидесятых годов прошлого века, когда медики сочли слишком вредными для здоровья повышенную вибрацию в кабинах составов и слепящий свет встречных фар. С тех пор на курсы по подготовке машинистов разрешили брать только мужчин. Однако женщинам позволили доработать до пенсии.

Самой последней женщиной-машинистом была Наталья Корниенко, трудившаяся в электродепо «Северное» до 2014 года. Она управляла поездами на Сокольнический линии.

Лучшие среди лучших

Прошли годы. За то время, пока женщин официально не допускали к управлению поездами, условия работы машинистов существенно изменились. Все вредные факторы, влияющие на здоровье, в современных составах метро стараниями инженеров и конструкторов были сведены на нет. И в феврале прошлого года первые 25 женщин приступили к обучению по специальности «машинист электропоезда». На одно место претендовали пять человек.

Требования к кандидаткам были высокие,  прежде всего к состоянию их здоровья. После подачи документов и собеседования будущие машинисты проходили психологическое тестирование на стрессоустойчивость. Возраст студенток – от 22 до 43 лет, а образование от среднего до высшего. 
При этом все они были работницами метрополитена. У многих девушек машинистами работали отцы или мужья.

Программа обучения женщин не отличалась от той, что преподают мужчинам. Сначала  двухнедельная практика в электродепо. Далее занятия в учебно-производственном центре, где девушек знакомили с устройством вагонов, электрическим, механическим и пневматическим оборудованием. Будущие машинисты занимались на тренажерах с системами виртуальной и дополненной реальности, отрабатывали внештатные ситуации.

То ли еще будет

Лишь 12 женщин окончили курсы полностью. В ближайшие пять лет метрополитен планирует обучить и принять на работу около 500 женщин-машинистов. В связи с этим он улучшит бытовые условия в помещениях депо, обеспечив слабому полу комфортную работу и отдых.

Для женщин-машинистов были разработаны специальные комплекты зимней и летней формы, варианты с юбкой или с брюками. Форму шили с учетом опыта машинистов и пожеланий работниц метро, которые помогали модельерам выбирать фасоны, ткани и фурнитуру. При этом учли каждую деталь – от нагрудного кармана кителя, в котором хранятся необходимые документы, до плотности воротничка блузки.