Под стук колес - Московская перспектива

Под стук колес

Под стук колес
Под стук колес
Прошедшее заседание Архсовета города разделило его участников на приверженцев городской застройки нового типа – плотной, высотной, находящейся «лицом к лицу» с дорожной инфраструктурой, и тех, кто ценит традиционные подходы в развитии Москвы.

Обсуждение затронуло проект девелоперской компании Forma, планирующей возвести жилой комплекс по адресу Пресненский Вал, 27. Участок для нового квартала расположен в непосредственной близости от железнодорожной ветки, на 8 га земли, где ранее располагались промышленные мастерские Московско-Александровской железной дороги. Проект можно считать долгоиграющим, если иметь в виду то, что свои концепции по нему и отдельным объектам предлагали зарубежные архитекторы из бюро Steve Brown, Simpson Haugh, John McAslan, Max Dudler, а также московские Meganom и Wall.

Финальные идеи по объединению зданий, а также свои собственные проекты застройщику предложил Юрий Григорян, представляющий Meganom. И к нему, в чем проявилось единодушие архитекторов, претензий не возникло. Наоборот, Архсовет отметил высокое мастерство Григоряна, который, как прозвучало на совете, «очеловечил» потенциальную застройку, предложив стилистически интересные решения для фасадов зданий, продумав разновысотность с целью максимальной встроенности ее в существующую среду, выверенно подойдя к ландшафтному оформлению участка. Как выяснилось в ходе заседания, озеленение этого места достаточно проблемно в связи с прохождением коммуникаций. Предложенные Архсовету визуализации Юрия Григоряна в этом смысле были предельно реалистичными – густота деревьев на них отражена с высокой степенью достоверности, без украшательств.

Григорян предложил три типа этажности зданий от 25 до 42, намеренно сделав их разными по цвету и форме. Объединяющим можно считать лишь красно-кирпичный цоколь домов (полностью таким будет лишь одно здание), который композиционно свяжет их воедино. В границах участка находятся четыре исторические мастерские. Одну из них реконструируют и превратят в детский сад, вторая будет выполнять функции спортцентра. В двух других будут работать гастрономический кластер и музей железной дороги. В новый квартал войдут городская площадь с амфитеатром, БНК, кинотеатр, объекты сервиса и торговли на первых этажах, восемь плэйхабов.

Дискуссия архитекторов отразила широкий спектр оценок – от полного несогласия до принятия с оговорками. Наиболее критическими показались параметры плотности, инсоляции и примыкания к железной дороге. Расстояние от здания до путей составляет 18 метров, и застройщик намерен снизить уровень шума с помощью шумозащитного прозрачного экрана. По мнению основателя бюро «АБТБ» Тимура Башкаева, проект олицетворяет собой тенденцию уплотнения городских территорий и балансирует на грани общепринятого. Высокоплотные проекты будут появляться в Москве и в дальнейшем, и надо по-новому регулировать такие участки, современные нормы здесь неактуальны, они попросту устарели. Михаил Посохин не увидел никаких достоинств в предлагаемой концепции, восприняв композицию будущих зданий как хаотично рассыпанные и потом расставленные детской рукой кубики. Между тем это место – весьма заметное на карте города.

Архитектор Александр Асадов оценил расположение квартала не как безнадежное: с одной стороны с ЖК будет соседствовать Московский ипподром, а это большая рекреационная территория. По его мнению, надо более детально проработать дорожные связки ЖК с городом, продумать вопросы социального «наполнения» комплекса. В нем, как прозвучало на совете, один из домов будет строиться по программе реновации. По мнению Юлия Борисова, к проекту не было бы никаких вопросов, если бы речь шла об апартаментах, а не о жилье, к которому предъявляются более высокие требования.

Отвечая на вопрос СМИ, почему тематика музея связана именно с железной дорогой, Юрий Григорян поделился своим взглядом на то, как городская инфраструктура может восприниматься современным человеком. Железная дорога, как и любой элемент обустройства города, не должна считаться неким абсолютным злом, наоборот – это часть городской жизни. Вопрос лишь в приятии этого стиля, стиля мегаполиса. Выбор такого жилья сделает тот, кто имеет соответствующий вкус. Главный архитектор города Сергей Кузнецов подвел итоги заседания, предложив доработать представленное по трем направлениям – в части социальной инфраструктуры, работы с объектами наследия и транспортной составляющей. «Сегодня мнения разделились, но отмечу, что большинство дало проекту положительную оценку. Всегда возникают опасения, когда заходит речь о застройке территории вблизи железной дороги, но это, скорее, вопрос ментальности. То, что сегодня построено и строится в Москве, дало серьезный толчок в развитии экономики и среды в целом за прошедшие 10 лет. Притом что мы регулярно слышим критику на тему плотности, цифровое выражение говорит о том, что работа эффективна, экономика растет, а вслед за ней – качество жизни. Поэтому я не вижу причин, почему и на этом участке не может появиться плотный проект, который станет успешным и в архитектурном, и в экономическом плане. Сегодня мы примем решение проект доработать, мы учтем все комментарии членов Архсовета», – прокомментировал Сергей Кузнецов.