«По вводу недвижимости мы обогнали Нью-Йорк»

«По вводу недвижимости мы обогнали Нью-Йорк»

«По вводу недвижимости мы обогнали Нью-Йорк»
«По вводу недвижимости мы обогнали Нью-Йорк»
Марат Хуснуллин об итогах года и перспективах стройкомплекса столицы

Итоговый в прошедшем году президиум правительства Москвы рассмотрел вопрос об основных направлениях и результатах работы стройкомплекса столицы за год и задачах на 2020–2023 годы. После окончания заседания заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин ответил на вопросы журналистов, в том числе корреспондента газеты «Московская перспектива».

Марат Шакирзянович, москвичи уже привыкли к тому, что каждый год стройкомплекс демонстрирует какие-либо рекорды. Чем удивил 2019-й?

– У нас абсолютный рекорд по вводу недвижимости: 10,4 млн кв. метров, из них 4,5 млн кв. метров – жилье. Еще порядка 500 тыс. кв. метров находятся на проверке у Мосгосстройнадзора.

Нас часто спрашивают, зачем мы строим столько жилья и не приведет ли это к перенаселению столицы, в которой и без того 15 млн жителей? Нет, не приведет. Дело в том, что обеспеченность жильем в Москве в среднем 20 кв. метров на человека, тогда как в развитых мегаполисах – 30 кв. метров. К тому же 75–80% покупателей новых квартир в городе – это сами москвичи.

Вместе с тем мы ведем так называемую миксовую застройку, когда жилье и рабочие места максимально приближены друг к другу и удобно связаны транспортными магистралями. Поэтому, строя новые квартиры, мы не только даем людям возможность улучшить свои жилищные условия, но и одновременно снижаем маятниковую миграцию, создаем более комфортные места для их проживания.

Стоит также отметить, что по вводу недвижимости на душу населения в 2019 году Москва в первой тройке среди крупнейших мегаполисов мира, обогнав Нью-Йорк.

Такое рекордное количество построенной недвижимости не будет пустовать, ведь цены на квадратные метры по-прежнему остаются высокими?

– Все, что строится, продается, за исключением незначительного количества неудачного жилья. И строительный рынок при всех опасениях и неблагоприятных прогнозах не упал.

К тому же, перейдя на эскроу-счета, в части долевого строительства мы зафиксировали положительный эффект: у нас не появилось ни одного обманутого дольщика, все стройки находятся в работе. Поэтому самым активным и крупным инвестором в Москве остается население, которое в общей сложности передало застройщикам и банкам 1,4 трлн рублей.

За год мы закрыли проблему 1691 обманутого дольщика. Это своего рода успех – самый большой объем заселения обманутых людей в новые квартиры. Я абсолютно убежден, что в ближайшие три года мы эту проблему решим. За исключением, может, незначительных «хвостов», которые закроем в 2023 году.

Как сложился год в плане строительства метро и дорог?

– В этом году мы построили 32 км метро, из них 20 км ввели в эксплуатацию, а 12 км находятся в строительной готовности. Надеюсь, что в первом квартале 2020 года эти километры тоже поедут. Вместе с ними ведены в строй восемь станций столичной подземки. Еще шесть – построены, их введем в 2020-м. Мы также установили абсолютный рекорд за всю историю метростроения: первыми в мире проложили за один год 38 км тоннелей.

В части строительства дорог минувший год тоже сложился для нас весьма неплохо. Полностью завершено строительство Северо-западной хорды, на 70% построена Северо-восточная хорда, продлена до Пролетарского проспекта Южная рокада, приступили к проектированию и строительству Юго-восточной хорды.

И еще один успех: мы рассчитывали ввести в строй около 100 км автотрасс, а ввели 111 км. Вместе с тем в ближайшие три года в Москве будет построено еще 350 км дорог.

Одни из самых важных элементов строительства – коммуникации. Насколько их перекладка и подведение осложняли ввод объектов?

– Данные работы вызывают порой очень большие сложности. При этом за 2019 год мы переложили и построили около 1000 км новых коммуникаций – колоссальный объем.

К сожалению, сегодня есть определенное неурегулирование законодательства на федеральном уровне, когда коммуникации зачастую прокладываются позже возведения объекта. Мы данным вопросом вплотную занимаемся, стараясь найти возможность максимально ускорить их строительство, поскольку это проблемы безопасности эксплуатации не только строящихся, но и существующих зданий и строений.

Когда новые территории вошли в состав Москвы, говорили, что они станут одними из самых мощных драйверов развития столицы. Сбылись прогнозы?

– Прогнозы реальны, поэтому полностью сбываются. На территории новой Москвы создано 140 тыс. рабочих мест, возводится 20–25% столичной недвижимости. Только за 2019 год построили 2,5 млн кв. метров новых зданий и сооружений, а всего за семь лет на территории ТиНАО ввели в строй 17,4 млн кв. метров недвижимости.

Мы практически полностью решили проблему транспортного обеспечения: появилось 200 км дорог, включая Калужское шоссе. Строим и проектируем еще столько же километров автотрасс.

В новую Москву продлен Сокольнический диаметр метро, прокладывается и проектируется Коммунарская линия столичной подземки. Мы запустили МЦД-2 (Московские центральные диаметры), приступили к проектированию и строительству МЦД-4 Киевского направления железной дороги. Продолжаем строить автомобильные поперечные связки, включая Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Так что имеются все предпосылки для дальнейшего успешного развития новых территорий.

Из программы реновации исчезли некоторые адреса, зато добавились новые. По какой причине происходит такая рокировка?

– Главной нашей задачей было в кратчайшие сроки выявить и подготовить максимально возможное количество стартовых площадок, чтобы создать первую волну переселения программы реновации.

В декабре 2019 года прошло большое количество публичных слушаний, в результате 10 площадок исключили из списка. Причина в том, что где-то люди были категорически против возведения там жилых домов, где-то возникли серьезные проблемы с перекладкой сетей, а где-то новое строительство оказалось невозможным по иным причинам.

Вместе с тем мы добавили к списку восемь новых площадок. Плюс на 81 площадке, которые появятся в результате начавшегося расселения и сноса первых пятиэтажек, объемы нового строительства были сохранены.

В нашем распоряжении на сегодняшний день 431 площадка под новое строительство, на их территории планируется возвести 6,7 млн кв. метров новостроек с квартирами комфорт-класса.

Теги: #