По принципу «не навреди»

По принципу «не навреди»

По принципу «не навреди»
По принципу «не навреди»
Современное и историческое – способы сосуществования возможны?

Тема сохранения памятников в новых городских кварталах и путь, по которому идет современный архитектор, создавая новые объекты в исторически сложившейся среде, – одна из острых для градостроителей. Круглый стол на тему «Современная архитектура в исторической среде» в рамкaх выставки Denkmal предоставил возможность оценить эту проблему всесторонне, включая и современный зарубежный опыт.

Федеральное законодательство включает целый перечень законов, регулирующих строительство новых объектов в исторической среде, в районах нахождения объектов исторического наследия. На столичном уровне в 2012, 2016 и 2017 годах были разработаны и введены постановления, предусматривающие защиту памятников. Это касается и ограничений по застройке земельных участков, и проведения экспертизы, и всего комплекса работ, связанных соседством с памятниками. Анна Леванова, начальник управления рассмотрения документации департамента культурного наследия Москвы, в ходе дискуссии упомянула о том, что требования законодательства многие считают жесткими. Чтобы помочь практикам, были разработаны методические рекомендации для разработки проектов в зоне памятников. Это касается любого строительства, в том числе инженерного. Леванова привела в пример реконструкцию огромного подземного коллектора в центре города, которая проходила в районе размещения объектов исторического наследия. Понятно, что работы требовали ювелирных расчетов. Хотя сам объект, находящийся под землей, никаким образом визуально не мог бы разрушить ту среду, которая существовала в этом месте веками.

Дом по проекту деда

Приглашенный к дискуссии архитектор Алексей Гинзбург, основатель одноименного архитектурного бюро, занимается сейчас проектом реставрации Дома Наркомфина в центре столицы. Проект подходит к своей финальной части. Квартиры уже раскуплены инвесторами. Помимо воссоздания дома по проекту своего деда Моисея Яковлевича Гинзбурга, Алексей Гинзбург имеет опыт работы и в других районах города. По его наблюдению, в 90-е годы в столице широко применялся опыт стилизации. Тогда застройщики создавали в историческом центре города дома в классическом стиле, которые теперь считаются муляжами: утратив представление об особенностях классики, проектировщики украшали современные объекты портиками, колоннами, не отказывая себе и в современных деталях и приемах, например, таких как панорамное остекление. Но сейчас это уходит в прошлое.  Появилось некое промежуточное понятие: если объект не является памятником, то он может принадлежать к категории так называемых ценных объектов архитектурной среды. Один из примеров подхода Гинзбург продемонстрировал на проекте на Трехгорном Валу. Находящиеся рядом с бывшими заводами общежития выкупил инвестор. И Гинзбург в ходе проекта редевелопмента убедил его  максимальным образом сохранить не только внешний вид, но и объемы зданий. Одним из аргументов было то, что капитализация зданий при таком подходе вырастет. Другой пример – строительство нового дома на Серпуховском Валу, где в 20-е годы рационалисты создали уникальный жилой район. На месте уже снесенной АТС Гинзбург предложил построить объект, ритмически вписанный в эту среду, воспроизведя и этажность, и формы, и отделку фасада.

Лариса Лазарева, руководитель реставрационной мастерской «АРМ-Эстрейя», рассказала о реставрации домов в стиле модерн. Воссоздавая отделку архитектора Густава Гельриха, построившего в Москве 40 доходных домов в этом стиле, реставраторы убедили девелопера воссоздать и интерьеры некоторых  зданий. «Мы убедили застройщика не уничтожать сильно поврежденные детали декора, не выравнивать откосы, объяснили, как грамотно поступить со столяркой. Руководству все это показалось интересным, в результате предложения были восприняты», – поделилась Лазарева.

Памятники нужно заселять

Немецкие коллеги отметили, что законодательство Германии возлагает ответственность за сохранность памятника на компанию, которая строит непосредственно в месте его нахождения. При этом из бюджета дотируется воссоздание тех исторических объектов, которые попадают в зону застройки. Это делается для того, чтобы эксплуатационные характеристики зданий не проигрывали новым объектам. В Германии считают, что старые дома в исторической среде нужно заселять. Особый интерес участников круглого стола вызвали вопросы противопожарной безопасности – проблемная зона любого проекта реставрации и реконструкции памятников. Рональд Франке, основатель дрезденского архитектурного бюро Ronald Franke Architekten, отметил, что общие подходы здесь применяются мало, каждый объект рассматривается индивидуально. Хотя принцип безопасности все-таки превалирует над сохранностью.

Сфера строительства развивается за счет цифровых технологий, не остается в стороне и реставрация. Методы обследования с помощью сканеров и беспилотников позволяют проводить оценку состояния объектов быстро, точно, а главное – бесконтактным способом. Андрей Ануфриев, руководитель компании «ТИМГЕО», рассказал, что именно так проводились исследования исторических объектов в музее-заповеднике «Царицыно», включая такое сооружение, как плотина. Обмерные чертежи, конечно, можно создавать и старым способом. Но новые технологии открывают огромные возможности.

Теги: #