Пьеса для арки с барельефом

Пьеса для арки с барельефом

Пьеса для арки с барельефом
Пьеса для арки с барельефом Фото: mos.ru
В Москве продолжается обновление дома актеров МХАТа

Началась реставрация дома актеров МХАТа, специалисты восстанавливают центральный элемент здания — белокаменную арку работы скульптора Георгия Мотовилова, создавшего барельефы для станций метро «Комсомольская», «Смоленская» и «Парк культуры». В разные годы в театральном доме жили Владимир Немирович-Данченко, Сергей Образцов, Ольга Книппер-Чехова, Вера Марецкая и Александр Кайдановский.

Восьмиэтажное здание, расположенное по адресу Глинищевский переулок, 5/7, соединило в себе сразу несколько архитектурных стилей — сталинский ампир, конструктивизм, элементы барокко, ампир эпохи Наполеона, поздний классицизм и другие архитектурные направления. Главный элемент дома — дворовая проездная арка. Ее колонны украшены барельефами «Карнавал искусств» и «Парад физкультурников». По задумке Георгия Мотовилова, композиции символизируют культурный отдых советских граждан.

На первом барельефе изображены танцующие пары, на втором — атлеты. У одного спортсмена в руках весло, у другого — диск для метания, а третий держит на плечах ребенка. Еще трое детей и женщина находятся рядом с ним. Нижнюю часть колонн украшают «хороводы» мальчиков и девочек с поднятыми руками. Наверху арки — лира, театральные маски, виолончель, трубы и художественные кисти.

На главном фасаде здания распложены лоджии, а вдоль седьмого этажа проходит непрерывный ряд балконов. 

Парадные подъезды оформлены черным гранитом, их откосы украшены росписью сграффито. Это вид декоративной отделки, при которой рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки, за счет чего проявляется нижний слой, выполненный в другом цвете.

Часть фасада покрыта терразитовой штукатуркой — смесью цемента, извести, кварцевого песка и декоративных наполнителей со специальными красящими пигментами. Она позволяет создать неоднородный шероховатый рельеф на поверхности фасада, имитирующий натуральный камень. В центральной части дома возвышается 14-этажная башня, под которой и находится проездная арка.

«Реставрация арки дома актеров МХАТа будет проводиться впервые за всю историю дома. За 80 лет со дня его возведения на поверхности белокаменных барельефов появились сколы и трещины, которые уберут специалисты. В целом же главный фасад дома находится в хорошем состоянии, обновить нужно лишь отдельные элементы. Это порталы парадных подъездов, облицованных черным гранитом, а на откосах роспись, выполненная в технике сграффито. В порядок приведут площадки подъездов и ступени. На фасаде восстановят терразитовую штукатурку и кирпичную кладку. Все работы планируется завершить до весны следующего года», — рассказал глава департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

В 1725 году на месте нынешнего дома актеров МХАТа построили храм митрополита Московского Алексия. Церковь простояла в переулке более двухсот лет, но из-за начавшейся в Советском Союзе антирелигиозной пропаганды ее разграбили, а в 1934 году разобрали окончательно. Через год после сноса храма в переулке начали возводить здание по проекту архитекторов Вячеслава Владимирова и Георгия Луцкого. Через два года работы завершились и дом начали заселять. Въехали туда члены жилищно-строительного кооперативного товарищества Московского Художественного академического театра имени К.С. Станиславского.

В квартире № 52 с 1938 года и до своей смерти в 1943 году жил режиссер Владимир Немирович-Данченко, сейчас там находится мемориальный музей. В разное время в доме жили знаменитые актеры, режиссеры и театральные деятели, среди которых Ольга Книппер-Чехова, Вера Марецкая, Александр Кайдановский и другие.