Первый над облаками

Первый над облаками

Первый над облаками
Первый над облаками Фото: rusroads
К 90-летию со дня рождения знаменитого советского и российского архитектора Бориса Тхора

Сегодня Москву невозможно представить без Нового Арбата и делового центра «Москва-Сити», ставших визитными карточками столицы. Автором и идейным вдохновителем этих ярчайших работ стал выдающийся архитектор Борис Тхор. Он также спроектировал спорткомплекс «Олимпийский», две центральные станции московского метро, 12 памятников и многие другие объекты. 22 февраля талантливому градостроителю могло бы исполниться 90 лет.

«Прорубить» дорогу к Кремлю

Борис Тхор родился 22 февраля 1929 года в маленькой станице Ново-Ясенской Краснодарского края. В скором времени вместе с родителями и сестрой мальчик переехал в Сталинград, где жил до 1943 года. В школьные годы Борис подрабатывал художником-оформите-
лем, а в 1946-м перебрался в столицу и поступил в Московский архитектурный институт. «Уже на втором курсе он провел свою первую выставку, которая состояла из двухсот картин. Это был человек удивительной энергии. Выполняя обмеры памятников, он сразу же работал над созданием своих произведений», – рассказывает сестра Бориса Ивановича, архитектор Лариса Ивановна Куницына.  В 1952 году Борис Тхор поступил на службу в «Метрогипротранс», а с 1959 по 2002 год руководил мастерской № 6 в ГУП «Моспроект-2». Именно там и родились знаковые для Москвы проекты.

«Он пропадал на работе с утра до ночи, работал в «Моспроекте-2» более 25 лет. В середине 1960-х годов Борис стал самым молодым руководителем мастерской. Четверть века мы видели его только рано утром, поздно вечером, иногда в выходные. В основном он творил на работе, а свободное время посвящал картинам. Если мы ехали к друзьям на дачу, он брал этюдник, кисти, краски и рисовал», – рассказывает дочь Бориса Тхора Ирина Грушина. После окончания института архитектор участвовал в проектировании Государственного Кремлевского дворца, Нового Арбата и Новоарбатского моста, соединяющего улицу с Кутузовским проспектом. «Он был новатором, хотя высказывался против точечной застройки Москвы, называл такие здания «прыщами на лице столицы». Мой отец не побоялся «прорубить» дорогу к Кремлю – это проспект Калинина (сегодня Новый Арбат). Тогда он был еще совсем молодым архитектором и работал с Михаилом Васильевичем Посохиным. Несмотря на то что эту улицу многие ругали, фактически Новый Арбат соединил центр Москвы с гостиницей «Украина» и Кутузовским проспектом. А еще там снимались многие отечественные фильмы. Это была настоящая современная архитектура, хотя многие ее и не понимали», – вспоминает Ирина Грушина.

Никто не верил, что такое возможно

В начале 1980-х годов архитектор поехал в Америку, где увидел величественные и монументальные высотные строения. Тогда-то и зародилась идея строительства делового квартала в Москве. «Отец отлично знал историю современной европейской и американской архитектуры, он всегда говорил, что Москва – город, у которого должен быть свой «Сити», район, где будут стоять небоскребы. При этом он очень любил старую Москву и всегда радел о том, чтобы центр столицы сохранился неизменным, а все, что появлялось в городе, включалось в архитектуру очень аккуратно», – поясняет Ирина Грушина. Идею возведения делового района Борис Тхор озвучил московским властям только в 1991 году. Архитектор предлагал построить небоскребы на площадке рядом с «Экспоцентром». Тогда там располагалась заброшенная промзона. «В какой-то момент мне стало понятно, что центр города не может развиваться в своих географических пределах. Чтобы строить там современные здания, надо было жертвовать исторической застройкой, памятниками, а к этому ни власти, ни мы, архитекторы, не были готовы. Поэтому я предложил свой вариант развития центральной части города в четырех километрах от кремлевских стен, на берегу Москвы-реки. С одной стороны, это не нарушало исторической доминанты Кремля, с другой – позволяло создать его современный аналог, сконцентрированный вокруг башни «Россия», которая в моем проекте выполняла функции колокольни Ивана Великого», – говорил о своем детище сам Борис Тхор. Архитектор отмечал, что без концентрированного высотного строительства ни один мегаполис развиваться не может. «И дело не только в том, что не хватает земли. Сама связь по вертикали короче и энергичнее, чем по горизонтали. Когда я впервые презентовал свою идею, коллеги сказали мне, что я сошел с ума. Никто не верил, что такое возможно», – пояснял Борис Тхор.

Мост-полководец

Московские чиновники откликнулись на идею, согласовали место и сформировали команду архитекторов, которую возглавил Борис Тхор, но строительство началось только спустя несколько лет. Первым сооружением, построенным в «Сити», стал мост «Багратион». Он открылся в 1997 году к празднованию 850-летия города. Борис Тхор и спроектировал сооружение, и построил его. «Он был потрясающим художником. Буквально за один вечер нарисовал этот мост, а за время реализации проект практически не изменился. Мне очень повезло, что я работал с Борисом Ивановичем», – рассказывает Владимир Травуш, главный конструктор «Сити» и моста «Багратион». В 2001 году завершили строительство и первого офисного здания делового центра – 104-метровой «Башни 2000». В отличие от последующих строений комплекса она находится на правом берегу Москвы-реки. Но уже через год Борис Тхор перестал руководить проектом. «Появилась мысль обновить руководящий состав «Моспроекта». Вместо главы мастерской, которой я к тому времени руководил уже 40 лет, мне был предложен почетный пост главного архитектора проекта. Но я от него отказался. В 2002 году написал заявление по собственному желанию и с тех пор не состоял на госслужбе», – рассказывал Борис Тхор. 

«Олимпийский» трудоголик

Еще один невероятный на тот момент проект архитектора – спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира, за что Тхор получил Ленинскую премию. Архитектор стал автором двух станций московского метро – «Тверской» и «Воробьевых гор» (тогда они назывались «Горьковская» и «Ленинские горы»). Борис Тхор – один из авторов торгового центра в Пицунде, павильона СССР на Всемирной выставке в Монреале. По его проектам реконструировались жилые районы Сретенки и Цветного бульвара в Москве, также архитектор выступил соавтором проектов нового здания театра «Школа драматического искусства» на Сретенке. «Отец был человеком творческим, очень талантливым. Идеи у него рождались совершенно неожиданные. Он черпал вдохновение в природе, в Москве, в творениях великих зодчих, очень любил европейскую архитектуру. И при этом совершенно простой работяга, трудоголик. Звания для него были не важны, куда главнее – работа. Последние годы жизни папа провел во Франции, рисовал там картины», – рассказала Ирина Грушина. Скончался Борис Иванович Тхор на 81-м году жизни 19 июля 2009 года.

Теги: #