Перстень славянки

Перстень славянки

Перстень славянки
Перстень славянки
Более двух десятков археологических находок, возраст которых насчитывает от 600 до 900 лет, пополнят коллекцию Музея Москвы. Они поведают о жизни и быте людей, которые населяли эту местность до образования города Москвы, а также в период его становления. Эти артефакты собирали и реставрировали в течение последних трех лет, а недавно они были представлены широкой общественности

Сохранение находок – важная часть работы столичных археологов. Процесс делится на два этапа. Во время камеральной обработки удаляют грунт, сама же реставрация может занимать от недели до нескольких лет, в зависимости от сложности артефакта и его состояния. Как рассказал руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, все эти артефакты были обнаружены на улице Ильинке (на территории Китай-города) при проведении археологических исследований.

«Это предметы и украшения, относящиеся к XII–XV векам. Их собирали и бережно реставрировали в течение последних трех лет. Теперь коллекцию древностей передадут в Музей Москвы. Горожане смогут больше узнать о том, как жили наши предки», – заявил он на презентации находок.
Среди представленных артефактов есть височные кольца вятичей, женские обереги-лунницы, перстни и стеклянные браслеты, а также фрагменты домонгольской керамики. Представлена и одна из самых древних валют человечества – ракушки каури, пряслица, которые тоже могли заменять монеты. В экспозиции находок особо выделяются височные кольца. Их экземпляры, найденные в Москве, датируются XII–XIV веками. Кольца крепили у висков несколькими способами: на головном уборе или вплетали в волосы, носили в ушах или за ними, прикалывали к ленте. До XII века кольца такой формы являлись признаком принадлежности хозяйки к славянскому племени вятичей. Еще один тип найденных украшений – лунницы – носил магический характер. Это женские обереги, изготовленные из сплавов цветных металлов. Их делали в виде подвесок, серег, пряжек для пояса, колец, вплетали в браслеты, украшали ими одежду и головные уборы. Среди женских украшений есть также и стеклянные браслеты. Подобные изделия в Москве обычно датируются серединой XII века – первой половиной XIV века. В числе археологических находок представлены также четыре перстня, которые выполнены в разных техниках: один решетчатый и три пластинчатых незамкнутых. Такие украшения могли надевать как мужчины, так и женщины.

Находки археологов свидетельствуют о том, что на территории будущей Москвы в те времена было развито ремесленничество. Подтверждение тому – фрагменты керамических сосудов домонгольского периода. Дело в том, что они сделаны из глины с большим количеством примесей, характерных именно для территории Москвы. Интересно, что при обжиге в печи такая посуда приобретала красный оттенок. Специалисты относят находки к XII – началу XIII века.
Не менее интересно и то, что в ходе археологических изысканий были найдены ракушки каури из Индийского океана. Историки знают, что помимо декоративного назначения эти ракушки выполняли функцию монет. Считается, что в XII–XIV веках на Руси, в безмонетный период, каури использовались в качестве денег, их называли «ужовками», «жерновками», «змеиными головками». Сегодня известно, что еще в XVI веке каури в больших количествах ввозили из Риги в Новгород, а в Сибири они сохраняли функции денег вплоть до начала XIX века.

Все эти находки позволяют сделать несколько выводов о жизни Москвы в тот период. Очевидно, что к моменту первого летописного упоминания Москвы в 1147 году на этой территории уже существовало поселение. Этот факт подтверждается тем, что среди находок есть немало дорогих украшений, гончарных изделий и других предметов, демонстрирующих достаток местного населения. Более того, часть находок представляет собой «импортные» товары, что говорит о связях жителей поселения с другими регионами восточной Европы. Таким образом, это был экономически и социально развитый локальный центр. В пользу этой гипотезы говорит и то, что связь с другими поселениями и городами, в том числе и на Руси, часто велась по рекам, а близость Москвы-реки создавала торговый и транспортный потенциал.

Вместе с тем, по словам Емельянова, оснований пересматривать возраст Москвы как города к настоящему времени нет. «Археологических находок и данных, позволяющих корректировать официальную дату основания Москвы, сегодня нет. Будем придерживаться традиционной точки зрения», – заявил Алексей Емельянов. Общепризнано, что возраст городов считается с момента их первого упоминания в письменных источниках. А в Ипатьевской летописи первая запись
о современной столице России относится именно к 1147 году.

Теги: #