Пересадка на метро
Cооружение Большой кольцевой линии Московского метрополитена выходит на финишную прямую. БКЛ скоро замкнется, осталось еще девять станций. Основные работы планируется завершить до конца этого года, а полностью заработать новая линия должна уже в 2023-м. Благодаря новому кольцу подземки у москвичей и гостей столицы появится больший выбор маршрутов передвижения по городу. Это приведет к снижению загруженности линий и сокращению времени, необходимого на дорогу. После полного запуска БКЛ 3,3 млн москвичей смогут экономить до 45 минут в день. Со станций БКЛ можно будет сделать пересадки на 20 станций 11 других линий метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), шесть – на Московские центральные диаметры (МЦД) и 11 пересадок на линии железной дороги.
НОВЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ
Большое кольцо не только улучшает транспортную доступность для большинства москвичей, но и является катализатором развития московских территорий. На базе станций БКЛ планируется построить 22 транспортных хаба, которые обеспечат комфортную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой. Именно благодаря им москвичи перестали бояться «осваивать» новые районы. Транспортные узлы приблизили деловой обжитой центр и сформировали вокруг себя комфортную зону для проживания, деловой и коммерческой активности: жилые кварталы, новые школы, поликлиники, детские сады, зоны отдыха и спорта, торгово-развлекательные центры. «ТПУ станут локальными центрами притяжения, которые повысят обеспеченность районов необходимой инфраструктурой и тем самым снизят маятниковую миграцию», – подчеркнул заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. В качестве примера глава строительного комплекса называет ТПУ «Нижегородская». «Этот крупнейший в Европе транспортно-пересадочный узел объединил под одной крышей станции «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой линий метро, одноименную станцию МЦК, платформу Карачарово Горьковской железной дороги МЦД и остановки наземного транспорта», – отметил Андрей Бочкарёв. По словам заместителя мэра, не станут препятствием для формирования ТПУ и строительные трудности, связанные с особенностями площадок размещения станций. «Например, крупный ТПУ появится на станции «Марьина Роща», который обеспечит пересадку на салатовую линию и МЦД-2. Эта станция стала одной из самых сложных на БКЛ из-за расположения на глубине 70 метров. Именно здесь появятся самые длинные эскалаторы столичной подземки протяженностью 130 метров», – сказал Бочкарёв.
Транспортный хаб «Шелепиха» возводится на базе одноименной станции метро в «Большом Сити». Помимо обширной технологической части (железнодорожных платформ, паркингов и пассажирских терминалов) здесь возводят жилой комплекс с торговой зоной и подземным паркингом. Еще одним знаковым проектом можно назвать ТПУ «Нагатинский Затон», который строится на базе одноименной станции метро БКЛ. Помимо жилого комплекса проект предусматривает строительство детского сада на 150 мест и школы на 300 учащихся. Для пассажиров будут возведены паркинги, подземный и наземные переходы для пересадки с одного вида транспорта на другой по принципу «сухие ноги». Юрий Кравцов, генеральный директор ГК «Мосинжпроект», (проектировщик и генподрядчик станции «Текстильщики» БКЛ), рассказал, что она станет важной составляющей транспортно-пересадочного узла, который объединит станции метро, платформу МЦД-2 и маршруты автобусов.
ПРОТИВ ПРОБОК
Запуск движения по БКЛ позволит снизить интенсивность движения наземного транспорта на дорогах в районах прохождения новой линии на 10–15%. «Новое кольцо соединит самые разные виды транспорта и увеличит вариативность выбора между ними. На протяжении БКЛ появится более 30 пересадок, в том числе на другие линии метро, на Московское центральное кольцо, на железные дороги и Московские центральные диаметры», – отметил Андрей Бочкарёв. По словам главы cтройкомплекса, благодаря БКЛ общее время поездки на транспорте в городе сократится на 20–30 минут. Дороги в районах, где открыли новые станции БКЛ, уже разгрузились до 15%. Так, Аминьевское шоссе (станции «Аминьевская», «Давыдково») стало свободнее на 5–6%, а улица Каховка («Зюзино», «Каховская») разгрузилась на 15%. Благодаря запуску станций БКЛ «Аминьевская», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского» местные жители смогут экономить до 40% времени при ежедневных поездках по городу. Кроме того, существенно разгрузятся действующие станции метро: «Проспект Вернадского» Сокольнической линии – на 25%, «Мичуринский проспект» Калининско-Солнцевской линии – на 35%.
Хордовые транспортные связи повысят привлекательность использования общественного транспорта, в результате снизится нагрузка на дороги: улица Лобачевского станет свободнее на 12%, проспект Вернадского и Мичуринский проспект – на 5%.
Новые станции восточного участка БКЛ планируется ввести в эксплуатацию уже в 2023 году, что улучшит транспортное обслуживание жителей шести районов столицы, таких как Нагатинский Затон, Люблино, Печатники, Текстильщики, Нижегородский, Лефортово с населением более 620 тысяч человек, а также тех, кто приезжает сюда на работу. Время на поездки по городу сократится в среднем на 15–20 минут.
СБЛИЖАЯ РАЙОНЫ
Большая кольцевая линия метро стала одной из главных составляющих столичной градостроительной политики – превращения мегаполиса в единую комфортную среду проживания. Доминантой современного развития города является объединение отдаленных районов и исторического центра. Успешное выполнение программы комплексного развития территорий города невозможно без создания современного транспортного каркаса. Как сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, именно с вводом в строй БКЛ комплексное развитие территорий стремительно набирает обороты. «БКЛ проходит по 26 районам в срединной зоне города, что обусловлено комплексом градостроительных и инженерно-технических показателей, одним из которых является избежание дублирования трассы МЦК», – отметила она.
Развитие Мневниковской поймы – один из примеров того, как благодаря БКЛ бывшая заброшенная территория становится современным и привлекательным для жизни городским районом. В шаговой доступности от станции «Терехово» БКЛ возводится крупный жилой комплекс со всей необходимой социальной инфраструктурой. Бывшая деревня Терехово в московском районе Хорошево-Мневники превращается в благоустроенную территорию со школой и двумя детскими садами, физкультурно-оздоровительным комплексом, кафе и магазинами, парком и детским центром. Первая историческая ветка московского метро, соединившая «Сокольники» и «Парк культуры», была протяженностью 11 км. Ее открытие в 1935 году перевернуло транспортную историю Москвы. Новая кольцевая линия, соединяющая 26 городских районов, – еще одна победная страница столичного метростроения.