Папины дочки рулят

Папины дочки рулят

Папины дочки рулят
Папины дочки рулят
Кому тоннелепроходческие щиты обязаны своими именами

Москва – один из лидеров мирового метростроения. Здесь одновременно работает рекордное количество тоннелепроходческих щитов. По этому показателю город даже может войти в Книгу рекордов Гиннесcа. Однако прокладывать тоннели подземки – дело, которое под силу только железным «леди». Накануне Международного женского дня «Московская перспектива» узнала, откуда пошла традиция называть огромные машины женскими именами и как вообще они появились.

История механизма под названием «проходческий щит» не такая уж и короткая. Его изобрел Марк Брюнель, английский инженер французского происхождения, проложивший тоннель под Темзой еще в 1825 году. Без щита большой тоннель под рекой не построить, так как грунт водонасыщенный и мягкий, привычное в то время рытье тоннелей вручную с использованием деревянной крепи тоже не подходило – укрепление свода тоннеля подпорками малонадежно, порода мокрая и расползается, грозя обвалами. Проходческий щит же работает совсем по другому принципу, подсмотренному Брюнелем у природы, – корабельного червя, прогрызающего ходы в самой твердой древесине. Червь, голова которого покрыта жесткой раковиной с зазубренными краями, вбуривается в дерево, как долото, оставляя за собой канал, покрытый защитным слоем гладкой извести. Брюнель сконструировал чугунную камеру, внутри которой находятся рабочие, камера передвигается под землей с помощью ручных домкратов, углубляясь в породу.

Каждый щит, который строит тоннели метро, носит женское имя. Это давняя метростроевская традиция родом уже с другого континента. Саму же историю можно смело назвать «Санта-Барбарой». Этот красивый обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской компании LOVAT, выпускающей проходческие щиты и по сей день. То ли будучи романтиком, то ли уповая на силы святых, Ловат решил, что все ТПМК его компании должны носить имя в честь покровительницы подземных работ святой Барбары.

Так, традиция, заложенная Ловатом, распространилась по всему миру и на машины других производителей. Поэтому метро в столице строят не бездушные машины, а «Катя», «Полина», «Елизавета», «Светлана» и другие железные «леди». Самым же известным в мире щитом принято считать «Берту». Это самый большой в мире ТПМК из Сиэтла. Назвали его в честь первой женщины-мэра этого города – Берты Лэндс. Комплекс даже обзавелся аккаунтом в Twitter, через который передавал занятные сообщения вроде: «Специальный тягач, который толкает меня вперед, имеет 96 осей и почти 800 колес». Интерес к проекту среди местных жителей постоянно рос. Дошло до того, что даже на Хеллоуин дети наряжались «Бертой».

Есть свое ноу-хау и у московских метростроителей. Они первыми в мире с помощью проходческих щитов стали прокладывать тоннели под эскалаторы. Так, по заказу Мосметростроя канадская фирма LOVAT разработала и изготовила тоннелепроходческий комплекс с наружным диаметром 11 метров. Именно благодаря ему впервые была совершена щитовая проходка тоннеля для эскалаторов на станции «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии метро. Щит носил имя «Виктория».

Недавно впервые в истории московской подземки участок доверили строить китайской компании. Неудивительно, ведь специалисты из Поднебесной – мировые лидеры в метростроении. Они доставили в российскую столицу сразу пять проходческих комплексов. Было бы естественно, если бы щиты назвали популярными китайскими женскими именами, скажем, Ксиаожи, Джу или Ксин. Но как ни странно, проходку вели «Полина», «Галина», «Мария», «Дарья» и «Евгения». Дело в том, что в Китае очень популярен российский сериал «Папины дочки», в честь героинь ситкома и назвали проходческие комплексы.

Пожалуй, самое необычное имя у еще одного тоннелепроходческого комплекса, произведенного в Китае. Он сейчас строит перегон от «Кленового бульвара» до «Каширской». Решение назвать щит «Победа» стало символом давней дружбы России и Китая. Название отражает вклад наших стран в победу во Второй мировой войне.

Теги: #