Пандемия меняет вектор градостроительства

Пандемия меняет вектор градостроительства

Пандемия меняет вектор градостроительства
Пандемия меняет вектор градостроительства
Каждая масштабная эпидемия оставляла свой отпечаток на облике поселений и меняла уклад городов. Бросила вызов системе управления и пандемия коронавируса. Сессия, посвященная тому, как коллективный опыт карантина скорректировал городские приоритеты, открыла четырехдневный выставочный марафон «АРХ Москвы». Дискуссию организовали газета «Московская перспектива», МЦУ «Город» и Ассоциация «Здоровые города, районы и поселки»

Сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков отметил, что новый формат проектирования городской среды, получивший название Urban Health, – это общемировой тренд, направление развивается с участием экспертов ВОЗ. Данная урбанистическая концепция ставит во главу угла здоровье жителей.

«Ключевой проблемой для страны, как отметил президент России в своем обращении к Федеральному собранию, является демографическая проблема, проблема сохранения населения. Это стратегическая задача, – подчеркнул Алексей Расходчиков. – Пандемия показала, что 90% заражений происходит в городах. Мегаполисы продемонстрировали свою уязвимость, и сохранение здоровья в городе приобрело особую актуальность».

Заместитель директора по научной работе Центра терапии профилактической медицины Минздрава России Анна Концевая отметила, что во многих странах изучают взаимосвязь между здоровьем и дизайном города, его инфраструктурой. Имеют значение уровень шума, плотность застройки, цветовые решения. Эксперт поделилась «допандемийными» исследованиями того, как в Сеуле установили, что вероятность инсульта и сердечных заболеваний зависит от района проживания.
«На это влияет множество факторов, включая плотность застройки и число точек фаст-фуда, меняющих режим питания жителей, – подчеркнула эксперт. – Коллеги из Барселоны сопоставили статистику по онкологии и автомобильный трафик. Результатом исследования стала концепция городских суперблоков. Ее суть в том, что нельзя перестроить имеющийся город, но можно изменить дорожное движение внутри блоков, чтобы уменьшить транспортный поток. И многократно увеличить количество зелени на улицах. Это снизит дорожный шум, температуру воздуха, число выбросов».

Алексей Расходчиков подтвердил выводы зарубежных исследователей московской статистикой: в столице более восьми лет измеряют уровень шума. И жители называют эту проблему одной из ключевых. «Что-то подобное барселонскому опыту сейчас пытаются реализовать в концепции районов реновации, – отметил Расходчиков. – Там также предусмотрена блочная система зданий и дорожной сети. Возможно, частично это поможет решить проблемы загазованности районов». По его мнению, мировой тренд решения проблем снижения концентрации выхлопов – вертикальные системы озеленения. Массовым внедрением таких систем предстоит заниматься тем, кто выберет новую урбанистическую профессию – «менеджер здорового города». Расходчиков уточнил, что в РУДН уже несколько лет изучают, как адаптировать европейские методики озеленения к непростому московскому климату. 

 Тему зеленого строительства продолжил председатель ассоциации «Гринстрой» Дмитрий Березуцкий. Эксперт оценил перспективы внедрения в России европейских зеленых стандартов. С недавних пор экологическое строительство стало экономически оправданным. Меняется и законодательная база. Например, появился ГОСТ по эксплуатируемым зеленым крышам, при профильных ведомствах создаются общественные советы по зеленым стандартам. Начали их применять и крупные девелоперы. Проблема сводится к тому, что соблюдением экологических стандартов озадачены те застройщики, кто в дальнейшем управляет сдаваемыми объектами.
Доцент кафедры градостроительства МАрхИ Елена Петровская поддержала коллег, отметив парадоксальное воздействие мегаполиса на человека. С одной стороны, городская инфраструктура закрывает базовые потребности, но при этом одинаковый видеоряд из однотипных зданий депривирует саморазвитие горожанина. В идеале видеоряд должен меняться каждые 300–400 метров. «Для каждого квартала надо писать свой сценарий, учитывая его потенциальных жителей», – отметила Елена Петровская.

Вице-президент фонда «Город без барьеров» Сергей Чистый рассказал, что пандемия сменила парадигму обеспечения доступности среды: города старались максимально оградить людей с инвалидностью от лишних контактов. И оказалось, что в четыре раза вырос запрос на социальное такси. Сузился и коридор передвижения: люди с инвалидностью стараются пользоваться ближайшей к дому инфраструктурой, которая хуже адаптирована под особенных жителей.
Как любой кризис, пандемия дала урбанистам толчок к развитию и размышлению, показав за короткий промежуток времени наиболее уязвимые сегменты городской жизни.

Теги: #