Отрасль ставит рекорды
На прошедшей неделе состоялось отчетное мероприятие Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, на котором были подведены итоги прошлого года и обозначены задачи на будущее. Главный итог работы в 2019-м — рекордный объем ввода недвижимости — около 11 млн кв. метров. Приоритетами градостроительной политики столицы на ближайшее время останутся возведение транспортной инфраструктуры, программа реновации, а также комплексное развитие промзон и пустующих территорий.
Строительство – это драйвер экономики Москвы, во многом определяющий его развитие. По независимым оценкам порядка 17% валового регионального продукта (ВРП) приходится именно на эту сферу. В последние годы отрасль активно развивалась, регулярно обновляя рекорды объемов и темпов ввода недвижимости. Только в прошлом году было сдано в эксплуатацию около 11 млн кв. метров различных площадей, в том числе порядка 5 млн «квадратов» жилья.
«В сравнении с тем, что делается в других мегаполисах, агломерациях и мировых столицах, должен сказать, что объем работы и результаты, которые мы показываем, превосходят практически все города мира, – сказал мэр Москвы Сергей Собянин. – Это, конечно, результат огромного труда тех, кто сидит в зале, ваших коллег, сотен тысяч работников строительного комплекса».
По словам мэра, любое строительство в Москве должно идти на благо города и на благо москвичей. «Мы должны понимать, что город, который не строит и не обновляется, обречен на медленное затухание», – заявил Сергей Собянин.
Руководством города были обозначены приоритетные задачи, стоящие перед строителями. В частности, в ближайшие два года должно завершиться сооружение Большой кольцевой линии метро. Сейчас на всех его участках либо работы выходят на финиш, либо идет проходка. Гигантский объем! Но за два года поезда с пассажирами должны пойти по всему кольцу. Сроки ввода ни одной станции перенести нельзя – только так линия заработает полноценно. Стройка действительно грандиозная. Ведь Большая кольцевая линия протяженностью 70 км станет самой длинной в мире, опередив пекинское кольцо с его 57 км – до этих пор самое протяженное.
В этот же срок планируется сформировать так называемое хордовое кольцо – систему городских скоростных магистралей. «Мы по-прежнему будем активно строить автомобильные дороги. Нужно сосредоточить усилия на строительстве сквозных магистралей, которые идут, минуя центр города, – отметил Сергей Собянин. – Это Северо-восточная и Юго-восточная хорды, Южная рокада – гигантские проекты, которые сегодня находятся в активной стройке и проектировании».
Хордовое кольцо, по словам мэра, способно дать серьезный эффект для разгрузки центра города и улучшить транспортное движение всей Москвы.
По словам Сергея Собянина, столице также важно оказать помощь и поддержку Министерству транспорта в запуске Центральной кольцевой автомобильной дороги.
Этот важнейший проект для Московской области и для Москвы позволит перенаправить громадный поток транзитных машин.
Кроме того, по мнению Собянина, необходимо ускорить реализацию программы реновации, выйдя в пиковые годы на ввод в эксплуатацию до 3 млн кв. метров переселенческого жилья ежегодно. «Это сверхзадача, которая потребует концентрации всех усилий строительных организаций, совместной работы всех комплексов городского хозяйства, взаимодействия со строительными и коммунальными предприятиями, развития инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры», – заявил градоначальник.
Проведя огромное количество дискуссий и обсуждений, была утверждена половина проектов планировок по реновации. «В ближайшие месяцы необходимо рассмотреть вместе с жителями вторую половину проектов планировок и закончить подготовку градостроительной документации. Одновременно с этим нужно продолжать работу со стартовыми площадками», – сказал мэр.
Важной составляющей градостроительной политики останется и развитие периферийных районов города. Программа предполагает возведение коммерческой и офисной недвижимости за пределами Третьего транспортного кольца. Создание новых центров деловой активности позволит создать рабочие места в районах массового проживания москвичей, снизив тем самым маятниковую миграцию.
При этом, по словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, на выполнение основных программ развития из бюджета Москвы до 2023 года планируется выделить около 3 трлн рублей. «Перед нами стоит задача не только сохранить взятый ранее темп строительства, но и нарастить его в ближайшие годы. Помимо текущих задач мы рассматриваем вопросы упрощения административных процедур, решения организационных проблем, а также интенсификации строительного цикла и бизнес-процессов в отрасли», – заявил Андрей Бочкарёв.
Коллегия проходила в необычном формате, поскольку Марат Хуснуллин, ранее возглавлявший стройкомплекс, теперь присутствовал в зале уже в качестве федерального чиновника.
«Президент России Владимир Путин, назначив Марата Хуснуллина вице-премьером правительства, дал оценку ему лично и строительному комплексу. Это высокая оценка, высокое доверие», – отметил Сергей Собянин.
Мэр отметил особый вклад Марата Хуснуллина и наградил его знаком отличия «За заслуги перед Москвой».
В свою очередь, Марат Хуснуллин в своем приветственном слове заявил, что московский опыт поможет ему в работе на федеральном уровне на многих направлениях.
Социальные сети
Блог Марата Хуснуллина
Побывал на коллегии родного для меня Московского стройкомплекса. Хочу сказать спасибо мэру Москвы за высокую оценку моей работы и, конечно, в очередной раз хочу сказать слова благодарности всем работникам строительной отрасли Москвы! Все наши успехи – это общая и слаженная работа огромного числа людей #москва #стройкомплекс
Мне очень приятно, что коллегия проходит в Концертном зале «Зарядье», потому что это наше детище, которым в свое время мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поручил заниматься, и сегодня за этот объект нам не стыдно. Две недели я работаю в правительстве России и еще раз понял, насколько хорошо работать в Москве: нигде в мире нет таких условий работы для строителей, которые созданы в столице мэром. Это уникальные возможности, нужно использовать их по полной. Условия в Москве есть, деньги есть, стратегия есть – нужно только работать. Главная задача Москвы – это высокие показатели работы, чтобы все намеченное было выполнено. Очень хочу, чтобы мои коллеги не снижали темпов строительства по всем направлениям. Надо дальше строить метро, в частности, завершить реализацию такого мегапроекта, как Большая кольцевая линия. Для этого все есть, все заделы сделаны. Уверен, что Москва гарантированно может в ближайшие годы в среднем вводить в строй по 10 станций метро в год. Не должно останавливаться и развитие «Лужников». Задач очень много. В целом считаю, что опыт Москвы по многим направлениям можно реализовать на территории страны, потому что Москва сегодня имеет хорошую профессиональную команду, множество наработок, юридических, организационных, технических, технологических решений, которые позволяют быстро, достаточно качественно и относительно недорого строить.
Я внес в Росстат предложение о том, что в стройке нужно считать не только жилье, но и нежилье тоже. Взять хотя бы снова пример Москвы: в 2019 году ввели 5 миллионов квадратных метров жилья, а в целом недвижимости – более 11,5 миллиона квадратных метров.