От Москвы-реки отодвинут дорогу - Московская перспектива

От Москвы-реки отодвинут дорогу

От Москвы-реки отодвинут дорогу
От Москвы-реки  отодвинут дорогу
Архитекторы обсудили проекты преобразования набережных и причалов

В последние годы судьба набережных Москвы-реки стала предметом пристального интереса как московских властей, так и жителей города. Благо-
устройство прибрежных территорий – потенциально один из самых масштабных в мире проектов реорганизации общественных пространств. Архитекторы и эксперты обсудили актуальные проекты преобразования набережных и причалов на основной площадке Международного фестиваля «Зодчество».

Протяженность береговой линии в черте столицы составляет более 196 км. В настоящее время благоустроено только 59, а оставшиеся 137 км еще далеки от современных стандартов комфортного городского пространства. Городские власти понимают важность этой работы. В развитии, обслуживании и регулировании объектов на реке принимают участие более 57 департаментов и организаций. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, сейчас в проектировании и строительстве находится порядка 153 км набережных Москвы-реки, которые к 2023 году должны быть благоустроены.

Удобный подход к воде

Территории вдоль Москвы-реки обладают огромным градостроительным потенциалом. Главная задача ближайших лет – не застроить их недвижимостью, а максимально обеспечить удобный выход к воде для пешеходных прогулок и отдыха горожан. Необходимо частично отвести магистрали от реки, сделав эту зону у воды наиболее доступной для всех. «Нам важно отодвинуть дорогу от Москвы-реки, придвинув вплотную к береговой линии пешеходную и прогулочную зоны. Южнее Крутицкой набережной по течению реки нам это удалось сделать, сейчас мы реализуем этот принцип и на других участках», – отметил глава стройкомплекса. Такой подход к реконструкции и строительству набережных связан с освобождением земельных участков, необходимостью перекладки инженерных коммуникаций и другими сложностями.

В рамках реализации концепции предполагается благоустроить участки набережной Москвы-реки от территории Тушинского аэродрома до «Москва-Сити» протяженностью 14,7 км, от Новоспасского моста до территории Южного порта протяженностью 13 км и набережные центральной части города. Таким образом, в границах центральной части Москвы-реки появится единый непрерывный благоустроенный пешеходно-велосипедный маршрут от территории Южного порта до Живописного моста общей протяженностью около 42,7 км. Он будет включать в себя территории бывшего завода «ЗИЛ», парка «Зарядье», ОК «Лужники», а также будет проходить мимо Кремля, храма Христа Спасителя, «Москва-Сити» и по набережной Тараса Шевченко.

13 мостов соединят берега

Вместе с тем эта программа предполагает и строительство новых мостов через реку, что сделает более удобными и доступными территории, расположенные вдоль реки, а также позволит сформировать новые точки роста и притяжения на набережных. Как отметил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, на Москве-реке есть большие разрывы территорий без мостов и тоннелей. «Например, на востоке разрыв в 12 км – это самый большой участок такого характера. Именно поэтому в программу заложено строительство 13 мостов в различных районах города», – заявил Кузнецов.

Проекты мостов находятся в разных стадиях реализации – где-то они проектируются, а где-то уже строятся. Например, уже спроектированы мосты в районе ЗИЛа, в районе старого русла Москвы-реки, а также в районе Южнопортовых улиц. На юго-востоке столицы планируется построить еще один мост, который станет продолжением Донецкой улицы. Сейчас сложно говорить о конкретных сроках их возведения, поскольку такие работы связаны с необходимостью освобождения земельных участков, а также имеют ряд сложных технологических особенностей. Ранее началось строительство еще двух мостов через Москву-реку: один протяженностью 678 метров через Кожуховский затон, другой – через Карамышевское спрямление реки в составе Северо-западной хорды.

При этом инвесторы рассматривают целый ряд проектов строительства пешеходных мостов. Самым ярким обещает стать мост от территории фабрики «Красный Октябрь» к памятнику Петру I.
В настоящее время полностью готова не просто концепция, а уже проект моста. Для его разработки инвестор привлекал одного из лучших в мире инженеров из Германии. Однако из-за ряда административных вопросов реализация этого проекта пока не началась, и, к сожалению, сложно сказать, когда он будет построен.

Речные трамваи с пятиминутным интервалом

Также на фестивале обсуждалась возможность развития регулярного речного транспорта. По мнению экспертов, этот вид транспорта будет востребован по мере развития прибрежных территорий. «Регулярный речной транспорт планируется развивать в центральной части города, внутри шлюзов, то есть от Коломенского до Мневников. За этими пределами это нецелесообразно, так как преодоление шлюзов занимает слишком много времени», – пояснил Сергей Кузнецов. На сегодняшний день уже прорабатывается организация первого маршрута пассажирского речного транспорта от ММДЦ «Москва-Сити» до Киевского вокзала.

Советник руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной сети города Алексей Митяев рассказал, что в настоящее время проект этого маршрута прорабатывается совместно со специалистами Москомархитектуры. Изучается не только транспортная составляющая, но и особенности размещения, строительства или реконструкции причалов на этом участке. Новый транспорт сможет перевозить около 1,5 тыс. пассажиров в час.