Осторожно, двери закрываются
Московское метро по праву считается лучшим в мире. На его развитие столица денег не жалеет. «В последние годы город активно реализует программу обновления подвижного состава метрополитена. К настоящему времени треть вагонов, работающих на линиях столичной подземки, технически самые совершенные», — сообщает мэр Москвы Сергей Собянин.
Вагоны метро новых серий отвечают сегодня всем международным параметрам. По данным пресс-службы столичного метрополитена, на начало нынешнего года пассажиров подземки обслуживало 5672 вагона, которые перевезли только за 2017 год свыше 2,44 млрд человек.
«Тем не менее проблем у московского метро более чем достаточно. Одна из основных — это морально устаревший подвижной состав, некоторые вагоны ходят по 20, 30 и более лет. В связи с чем город активно реализует программу по его обновлению», — отмечает столичный градоначальник.
Можно и на автомате
Программа по обновлению поездов московского метро стартовала в 2010 году, а первые составы нового поколения начали курсировать в столичной подземке весной 2012 года. «Вагоны серии «Ока» по техническим характеристикам ни в чем не уступают западным», — утверждают специалисты Мытищинского вагоностроительного завода («Метровагонмаш»), входящего в российский машиностроительный холдинг «Трансмашхолдинг».
Они пришли на смену «Русичам», появившимся в метро в 2003-м.
Первым в стране Московский метрополитен перешел и на закупку вагонов по контракту жизненного цикла. Договор на поставку 832 вагонов (104 поезда) был заключен в 2014 году. Их производителем вновь стало предприятие «Метровагонмаш».
Таким образом, правительство Москвы сформировало крупнейший в отечественном транспортостроении заказ.
В общей сложности производство и обслуживание новых поездов столичного метро обеспечивают порядка 100 тыс. машиностроителей и специалистов смежных отраслей в десятках российских регионов. При этом по контракту жизненного цикла производитель обязуется не только поставить, но и своими силами обслуживать вагоны на протяжении 30 лет их эксплуатации.
Прежде, когда составы управлялись только машинистами, скорость движения поездов контролировали светофоры. Как и на железной дороге, здесь существовали участки, предполагающие ограниченную скорость. Машинист видел сигнал светофора и начинал плавно притормаживать. Сегодня в связи с ростом пассажиропотока метрополитен стремится повысить пропускную способность и убирает светофоры, замещая их электроникой.
«Что лучше — автоматика или ручное управление — вопрос сложный, — говорит заместитель главного конструктора по метровагоностроению Мытищинского машиностроительного завода Аркадий Зайцев. — В случае необоснованного превышения скорости вступают в работу компьютерные системы, которые заставляют состав притормозить. Если видеосистема отмечает, что машинист не осуществляет никаких действий по управлению составом, она посчитает, что с ним что-то случилось, и остановит поезд».
Другой пример: машинист зазевался и перед выездом из тоннеля на станцию не перевел контроллер в положение «тормоз». Ничего страшного, это произойдет автоматически. Если же режим движения штатный, то машинист тормозит вручную. Прибывая на станцию, он видит специальные отметки на трассе о начале торможения, остановке головного вагона, по которым и ориентируется.
Высокий класс
С 2017 года на Таганско-Краснопресненскую линию стали поступать поезда «Москва». Они более высокого класса, чем «Ока», формирующаяся из отдельных вагонов. Новые составы имеют единый проходной салон, позволяющий пассажирам свободно перемещаться вдоль всего поезда.
В 2017 году новые поезда начали постепенно заменять старые составы, бегающие по самой загруженной ветке метро — Таганско-Краснопресненской, где среднесуточный пассажиропоток превышает миллион человек.
С 2017 по 2020 год столичному метро будет поставлено в общей сложности 912 вагонов «Москва».
«В прошлом году в метро поступили 33 таких состава, в этом уже пять и скоро придут еще 18», — рассказал на своей страничке в Twitter Сергей Собянин.
Уже в 2019 году на Филевской линии метро станут курсировать только составы «Москва», а с 2021 года и на Калужско-Рижской ветке, с которой, по словам столичного градоначальника, уберут поезда других серий.