«Обожаю коллективы звезд»

«Обожаю коллективы звезд»

«Обожаю коллективы звезд»
«Обожаю коллективы звезд»
Институт Генплана – маститое, высокопрофессиональное проектное учреждение города. Не так давно коллектив института отметил 70-летие. Бурные события двух последних лет внесли немало корректировок в деятельность многих организаций. О том, как эти годы складывались для института и какие задачи пришлось решать, рассказала его руководитель Татьяна Гук. Разговор состоялся накануне Международного женского дня, так что беседа не ограничилась вопросами архитектурного проектирования.

▶ Татьяна Николаевна, разные отрасли экономики страны переживают давление в связи с санкциями. Отражается ли это на работе вашего учреждения, на степени его загруженности?
– Конечно, на жизни института не могла не отразиться обстановка в стране и мире. Стало ли у нас меньше работы? Совершенно точно – нет. Изменилась ли она? С моей точки зрения, она стала более диверсифицированной. Наш заказчик, Москомархитектура, сегодня уделяет особое внимание вопросам реорганизации территорий и их комплексному развитию, созданию новых мест приложения труда, что позволит повысить экономический потенциал города.
А потому сейчас как никогда актуален запрос на разработку документов стратегического планирования для регионов, и Москвы в том числе, а также запрос на детализированную оценку градостроительной ситуации и градостроительного развития городов с учетом эффективности экономики. 

Говоря о новых задачах, важно отметить, что сейчас очень востребованным стал такой градостроительный документ, как мастер-план, а мы давно и успешно занимаемся мастер-планированием. В данный момент разрабатываем мастер-план Кавказских Минеральных Вод, уже создали мастер-планы Якутска и Южно-Сахалинской агломерации. Еще один актуальный для института тренд времени – наращивание научного потенциала. Сейчас особенно важной частью нашей работы стали проведение исследований, связанных с градостроительными планами, с развитием перспективных видов транспорта, изменением поведенческих моделей населения, переосмыслением нормативной базы, а также анализ результатов этих исследований. Без подобной аналитической работы стратегическое планирование просто невозможно.

▶ Меняется архитектурная среда, в частности, из-за ухода западных специалистов с отечественного рынка. Это оценивается по-разному. Каков ваш взгляд на это?
– Сначала скажу о прошлом. Конкуренция, которая до недавнего времени существовала на российском рынке благодаря присутствию западных компаний, позволяла нашим компаниям набираться опыта. Все это пошло нам на пользу – мы успели прийти в отличную форму, «набить руку», это очень ценно. Да, ситуация изменилась, но я не сказала бы, что она изменилась абсолютно. Мы по-прежнему интегрированы в мировую градостроительную повестку и останемся ее частью. Может быть, у нас не будут работать те же люди, что раньше, но обязательно придут другие. Например, я знаю, что в совместной работе с Россией есть заинтересованность у Турции, Китая, Бразилии, Латинской Америки. Появление специалистов из этих стран позволит поддерживать конкуренцию, необходимую для развития специалистов России. Мы видим, что рынок переориентируется, меняется вектор. Но кто сказал, что архитектурный рынок Китая или Арабских Эмиратов хуже, чем архитектурный рынок Западной Европы?

На мой взгляд, самое важное сейчас – сохранить достигнутый уровень. И девелоперам, и архитекторам нужно удержать высокую планку. Как? Устраивать профессиональные обсуждения, в том числе на площадке Архитектурного совета, организовывать архитектурные конкурсы, где можно экспериментировать с различными видами проектов и где молодежь сможет проявить себя, повышать качество архитектурного образования, развивать практику наставничества архитектурных бюро и проектных институтов.

Кстати, Институт Генплана уже идет в этом направлении. Совместно с Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ) мы разработали программу повышения квалификации «Актуальные аспекты градостроительной деятельности». Этот образовательный курс будет полезен всем, кто хочет узнать о современных трендах планирования и проектирования, познакомиться с лучшими практиками разработки и реализации градостроительных решений.
Кроме того, совместно со специалистами Москомархитектуры ежегодно проводим студенческую практику, каждый год проходит фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город», где молодые люди под руководством кураторов работают над проектами: участвуют в натурных исследованиях, встречаются на мозговых штурмах и в результате начинают лучше понимать свою профессию, буквально видя ее изнутри. Именно это помогает вчерашним студентам становиться специалистами, умеющими здраво мыслить, анализировать факты, думать о будущем и, конечно, разрабатывать архитектурные проекты высокого качества.

▶ Вехой в развитии транспортной системы столицы стал запуск БКЛ. Как бы вы оценили значимость этого события? Какие другие новые проекты города вы лично хотели бы отметить – в сфере строительства жилья, объектов социальной сферы и пр.?
– Сейчас появляется и реализуется огромное количество городских проектов, в том числе в социальной сфере. Проектируется много объектов спорта и культуры, например, Музей современного искусства на ЗИЛе. Конечно, в каждом районе Москвы очень ждут появления новой поликлиники, школы, детского сада, но если говорить о населении целого города, то именно реализации масштабных транспортных проектов ждут все москвичи без исключения. А самый значимый проект транспортной инфраструктуры за эти два года – Большая кольцевая линия. Запуск Большой кольцевой линии касается каждого из нас, эффект от ввода БКЛ почувствует каждый. Но если нужно назвать транспортный проект соизмеримого масштаба и значимости, то я бы отметила еще московский скоростной диаметр.

▶ Известно, что институт работает в составе консорциумов. Продолжается ли эта деятельность? Какими проектами вы занимаетесь сейчас?
– Работа в консорциумах – это прежде всего работа в рамках конкурсной практики, она всегда была для института очень плодотворной. В прошлом году консорциум под лидерством нашего института занял первое место в конкурсе на разработку мастер-плана Якутска. В консорциум Института Генплана тогда вошли ИТП «Урбаника» (Санкт-Петербург, Россия), Knight Frank (Москва, Россия), «Дизайн Юнит 4» (Санкт-Петербург, Россия), Михаил Бейлин, Citizenstudio (Москва, Россия), ЛСТК Проект (Якутск, Россия), ИТИ СВФУ им. М.К. Аммосова (Якутск, Россия). Наша команда провела обширное исследование города, выявила вызовы и предложила современные градостроительные решения с учетом международного опыта проектирования в условиях вечной мерзлоты. В этом году у института еще не было конкурсных работ, но наш опыт пригодится нам в дальнейшем.
Что касается Москвы, то самое главное в московской работе института – транспортные проекты. Подавляющее большинство из них делает Институт Генплана. Кроме того, мы разрабатываем проекты планировки территорий, прилегающих к транспортным объектам. Если называть региональные проекты, то самые важные – это мастер-план агломерации Кавказских Минеральных Вод, разработка целого пакета документов по развитию всесезонных туристско-рекреационных комплексов, Генеральный план города федерального значения Севастополь. Также совсем недавно мы завершили масштабную работу с Южно-Сахалинском.

▶ В архитектурных бюро ценят специалистов с идеями и способных предлагать какие-то интересные решения. У вас коллектив довольно большой. Следует ли из этого, что единичные звезды для вас не слишком актуальны, больше ценится коллективный подход?
– Сложный для меня вопрос, потому что я обожаю коллективы звезд. Мне бы хотелось, чтобы каждый сотрудник института был либо большой, либо маленькой звездой. Наверное, так не бывает, но свои звезды у нас, разумеется, есть – руководители проектов, начальники мастерских и отделов. Это лидеры, способные собирать сильные команды, вдохновлять и зажигать своей энергией людей. В результате такой командной работы и формулируются самые важные наши идеи, рождаются уникальные проекты, чему я очень рада.

▶ Ваши специалисты провели большое исследование по поводу того, какой будет Москва через несколько десятилетий. После этого произошли довольно бурные события в экономической и политической жизни страны. Актуальны ли в этой связи долгосрочные прогнозы? И что в связи с произошедшими событиями повлияет на развитие города теперь?
– Основные тренды, связанные с развитием технологий и изменением поведенческих моделей горожан, которые зафиксировались в рамках нашего форсайта «Москва-2050», сохраняются. В частности, тренд на изменение мобильности, на удаленную работу, появление электротранспорта и беспилотников никуда не делся. Повторю: мы не вырваны из мировой повестки, не оказались в вакууме. Сценарий роста Москвы как мегаполиса, интегрированного в систему мегаполисов мира, претерпит определенные изменения, так как вектор развития меняется с западного на восточный, но развитие города из-за этого, конечно, не прекратится.

▶ Институт активно осваивал цифровые технологии. Продолжается ли этот процесс? Каких результатов вы достигли в последнее время?
– Да, процесс продолжается. Институт постоянно ищет новые подходы и инструменты для выполнения стоящих перед ним задач, в том числе осваивая новые цифровые технологии. Ранее мы провели анализ отечественного программного обеспечения, которое можем использовать. Сейчас переходим на отечественное ПО, могу сказать, что с его закупками не возникает никаких проблем. НПО «Экология» в рамках своей производственной деятельности использует комплекс российского программного обеспечения УПРЗА «Эколог» и другое наше ПО для оценки экологической обстановки. Мы используем комплекс информационных банков для нормативного обеспечения основной деятельности института (Техэксперт, Консультант +, Актион, СПАРК). Наконец, нельзя не упомянуть основную управленческую систему на базе «1С: Документооборот», которая позволяет структурировать и оптимизировать производственную и административную деятельность. Мы переходим на электронный документооборот, планируя уйти от бумаги во всех сферах работы института, развиваем направление 3D-печати, создаем интерактивные карты в рамках разработки генпланов городов России.

▶ Татьяна Николаевна, как глава крупного учреждения, поделитесь с нашими читателями, какими принципами вы руководствуетесь, чтобы жизнь была гармоничной, чтобы профессиональное успешно сочеталось с личным, и возможно ли это?
– Мне повезло, у меня прекрасный руководитель – Юлиана Владимировна Княжевская, которая меня поддерживает. Это заказчик, который заинтересован в моем профессионализме, и замечательная команда, я имею в виду всю команду Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, с которым Институт Генплана работает вот уже более 30 лет из своих 70 с лишним. Это талантливые коллеги-единомышленники, включая коллег из подведомственных организаций Москомархитектуры.
При этом у меня очень умный и любящий муж. Он тоже архитектор, поэтому понимает, как важна для меня профессиональная реализация. Так что мне вполне удается сочетать свою должность, руководство институтом и личную жизнь, то есть находить время для себя и своей семьи.

В свободное время люблю путешествовать, заниматься йогой, смотреть хорошие сериалы, читать. Дача есть, у меня там черешня растет, яблони, огурцы, помидоры – в общем, все как положено. Но все-таки главное увлечение – это действительно любимая работа. Ведь когда ты понимаешь, что твоя работа – это твое хобби, тебе не жалко на нее ни времени, ни сил.

Теги: #