Новые образы привычных вещей
Жанровое разнообразие экспонатов, представленных на выставке, посетителей приятно удивляло. Живопись, графика, скульптура, инсталляции отобразили самые неожиданные ракурсы во взгляде художников на город. Традиционной идее, связанной с известными опасностями высокой урбанизированности, перенаселенности мегаполиса, была посвящена целая серия экспонатов. Например, художница Алла Урбан свою довольно экстравагантную работу с романтическим названием «Галактика. Моя роза» выполнила с применением самых «неромантичных» предметов – мелких саморезов, распределенных по черной плоскости, обитой тканью. Мрачноватое пространство сглаживала визуальная обтекаемость формы, хотя безрадостность концепции такого устройства современной жизни вполне очевидна: автор подчеркивает утрированный технократизм мира. Человек вынужден отыскивать романтику образов в жестких условиях реальности.
Известный русско-американский художник Юрий Купер представил в скульптуре и живописи предметы быта: бронзовый, подчеркнуто «корявый» стул, изображенный маслом металлический треугольник, кухонная утварь – все это можно расценивать как предложение вглядеться в привычные вещи и открыть их новую образность. Мир образов художницы Вероники Ивашкевич тоже связан с обычными предметами. Женскую кроссовку, обросшую, как морская раковина, целым слоем мелкого городского мусора, можно считать предупреждением о перенасыщенности мира высокотехнологичным хламом.
Фотоэкспозиция Александры Деменковой возвращает в реальность глубинки. Работы из серии «Русская любовь» без постановочных кадров, подкупающих своей искренностью, могут показаться контрастом по отношению к другим работам. Например, к панно архитектора Тимура Башкаева, оценивающего перспективы мира без иллюзий. Город в виде жестко подогнанных друг к другу пазлов кислотного цвета – это место, где предстоит обитать человеку будущего. Природа существует обособленно – в виде тропического леса и большого водоема. «По всей видимости, так все и будет, если сообщества людей, группы влияния станут устраивать свою жизнь, руководствуясь задачей максимального комфорта. Так были устроены города Средневековья. Тогда с их территорий убирали за ненадобностью всю растительность. Дома и дороги – вот что там было, а природа – за стенами, совершенно отдельно», – поделился своим видением Башкаев. В аннотации к своим работам архитектор высказал идею развития искусственного интеллекта на основе продвинутых нейронных сетей. Именно такие решения, представленные на панно, и предложит искусственный интеллект человеку для проживания в городе.
Если разделить экспозицию по принципу pro & contra, как это предлагают организаторы, то к разделу pro, то есть к работам с явно позитивным смыслом, можно отнести акварели главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Его городские пейзажи были отмечены международными наградами, уроки акварельной живописи главный архитектор проводил в форматах онлайн и офлайн. Город, часто цитирует он высказывание коллеги, воспринимается как процесс, а не набор близко расположенных зданий. Представленные на выставке акварели, запечатлевшие узнаваемые места столицы – Тверскую, Красную площадь, входную группу парка Горького, фрагменты известных зданий, – вполне соответствуют такой концепции. В быстрой импрессионистской манере прекрасно передан ритм жизни огромного мегаполиса. Современный житель, пробегающий, пролетающий и уносящийся вдаль по своим делам, сегодня в состоянии лишь ухватывать глазом детали города. И Москва открывается перед ним разной – иногда гигантской и величавой, иногда – пестрой и светлой, но всегда в безудержном темпе своего течения.
Человек двухметрового роста, в костюме цвета электрик и в маске, дефилирующий по выставке, вызвал у присутствующих немало вопросов: кто это – экстравагантный посетитель или живой экспонат – провокация организаторов? Они, кстати, утверждают, что на выставки часто приходят вот такие странные люди. Впрочем, люди неясного пола и внешнего вида, возможно, будут вполне обычным явлением в нашем будущем: большой город преподносит самые разные не-
ожиданности.