Новые образы привычных вещей - Московская перспектива

Новые образы привычных вещей

Новые образы привычных вещей
Новые образы привычных вещей
Организаторами экспозиции выступили галерея «КультПроект» и Центр современного искусства CUBE.MOSCOW, предоставивший площадь своего коворкинг-клуба на минус втором этаже отеля Ritz Carlton, подчеркивая статусность и в то же время неформальный характер выставки. Наряду с другими известными авторами свои акварели представил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, городские пейзажи которого отмечены международными наградами

Жанровое разнообразие экспонатов, представленных на выставке, посетителей приятно удивляло. Живопись, графика, скульптура, инсталляции отобразили самые неожиданные ракурсы во взгляде художников на город. Традиционной идее, связанной с известными опасностями высокой урбанизированности, перенаселенности мегаполиса, была посвящена целая серия экспонатов. Например, художница Алла Урбан свою довольно экстравагантную работу с романтическим названием «Галактика. Моя роза» выполнила с применением самых «неромантичных» предметов – мелких саморезов, распределенных по черной плоскости, обитой тканью. Мрачноватое пространство сглаживала визуальная обтекаемость формы, хотя безрадостность концепции такого устройства современной жизни вполне очевидна: автор подчеркивает утрированный технократизм мира. Человек вынужден отыскивать романтику образов в жестких условиях реальности.

Известный русско-американский художник Юрий Купер представил в скульптуре и живописи предметы быта: бронзовый, подчеркнуто «корявый» стул, изображенный маслом металлический треугольник, кухонная утварь – все это можно расценивать как предложение вглядеться в привычные вещи и открыть их новую образность. Мир образов художницы Вероники Ивашкевич тоже связан с обычными предметами. Женскую кроссовку, обросшую, как морская раковина, целым слоем мелкого городского мусора, можно считать предупреждением о перенасыщенности мира высокотехнологичным хламом.

Фотоэкспозиция Александры Деменковой возвращает в реальность глубинки. Работы из серии «Русская любовь» без постановочных кадров, подкупающих своей искренностью, могут показаться контрастом по отношению к другим работам. Например, к панно архитектора Тимура Башкаева, оценивающего перспективы мира без иллюзий. Город в виде жестко подогнанных друг к другу пазлов кислотного цвета – это место, где предстоит обитать человеку будущего. Природа существует обособленно – в виде тропического леса и большого водоема. «По всей видимости, так все и будет, если сообщества людей, группы влияния станут устраивать свою жизнь, руководствуясь задачей максимального комфорта. Так были устроены города Средневековья. Тогда с их территорий убирали за ненадобностью всю растительность. Дома и дороги – вот что там было, а природа – за стенами, совершенно отдельно», – поделился своим видением Башкаев. В аннотации к своим работам архитектор высказал идею развития искусственного интеллекта на основе продвинутых нейронных сетей. Именно такие решения, представленные на панно, и предложит искусственный интеллект человеку для проживания в городе.

Если разделить экспозицию по принципу pro & contra, как это предлагают организаторы, то к разделу pro, то есть к работам с явно позитивным смыслом, можно отнести акварели главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Его городские пейзажи были отмечены международными наградами, уроки акварельной живописи главный архитектор проводил в форматах онлайн и офлайн. Город, часто цитирует он высказывание коллеги, воспринимается как процесс, а не набор близко расположенных зданий. Представленные на выставке акварели, запечатлевшие узнаваемые места столицы – Тверскую, Красную площадь, входную группу парка Горького, фрагменты известных зданий, – вполне соответствуют такой концепции. В быстрой импрессионистской манере прекрасно передан ритм жизни огромного мегаполиса. Современный житель, пробегающий, пролетающий и уносящийся вдаль по своим делам, сегодня в состоянии лишь ухватывать глазом детали города. И Москва открывается перед ним разной – иногда гигантской и величавой, иногда – пестрой и светлой, но всегда в безудержном темпе своего течения.

Человек двухметрового роста, в костюме цвета электрик и в маске, дефилирующий по выставке, вызвал у присутствующих немало вопросов: кто это – экстравагантный посетитель или живой экспонат – провокация организаторов? Они, кстати, утверждают, что на выставки часто приходят вот такие странные люди. Впрочем, люди неясного пола и внешнего вида, возможно, будут вполне обычным явлением в нашем будущем: большой город преподносит самые разные не-
ожиданности.