Новые хабы завоевывают Москву

Новые хабы завоевывают Москву

Новые хабы завоевывают Москву
Новые хабы завоевывают Москву
Власти столицы взяли курс на максимальную интеграцию всех видов рельсового транспорта

Некоторые транспортно-пересадочные узлы, объединяющие станции метро, железнодорожные платформы и маршруты наземного городского транспорта, по пассажиропотоку будут опережать действующие вокзалы. 

ТПУ «Ховрино», который возьмет на себя часть пассажиров аэропорта «Шереметьево», по оценкам специалистов, будут пользоваться 430 тыс. человек в сутки, а ТПУ «Рязанская» — 400 тыс. «Это существенно больше, чем на Савеловском или Рижском вокзалах и примерно сопоставимо с площадью трех вокзалов», — отмечают в горадминистрации. 

Формирование единой системы городского транспорта, объединяющей метро и железную дорогу, привело к изменению оценок и анализа работы действующих столичных вокзалов. Раньше крупнейшими транспортными узлами Москвы считались площадь трех вокзалов, Савеловский и Курский вокзалы, но они ориентированы на прежнюю схему организации движения, когда подземка и железнодорожное сообщение существовали независимо друг от друга: метро перевозило своих пассажиров, а пригородные электрички фактически работали на подвоз-увоз граждан за пределы Москвы. Теперь, когда взят курс на максимальную интеграцию всех видов рельсового транспорта, отношение к вокзалам стало меняться. «Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров дал поручение пересмотреть существующие подходы», — рассказал в недавнем интервью глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. 

По его словам, некоторые транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые строятся в столице, вполне могут претендовать на то, чтобы стать полноценными вокзалами. 

По крайней мере, по такому показателю, как пассажиропоток, они точно опередят действующие конечные станции, а по возможности пересадок сравняются или обгонят их. Например, уже сегодня на «Петровско-Разумовской» пассажиры могут пересесть на две линии железной дороги и на две линии метро. «Совершенно точно могу сказать, что полноценным вокзалом в будущем станет Карачарово в составе ТПУ «Рязанская». Олег Валентинович Белозёров и наш мэр Сергей Семенович Собянин даже назвали его восточными воротами столицы», — отметил Марат Хуснуллин. 

А ведь еще совсем недавно станция Карачарово, построенная на Горьковском направлении МЖД, не пользовалась популярностью у пассажиров — значительная часть электричек проезжала ее без остановки. Ситуация кардинально изменилась буквально за три года. В 2016 году поблизости открылась станция МЦК Нижегородская, и часть пассажиров перестала ездить до Курского вокзала. Еще год спустя в связи с развитием подземки правительство Москвы и руководство ОАО «РЖД» приняли решение перенести остановочный пункт Карачарово поближе к будущим станциям метро и железнодорожному кольцу. В 2018 году здесь открылась первая новая платформа. 10 января 2019 года — вторая. А к концу 2019 — началу 2020 года после открытия третьей платформы и завершения строительства дополнительных главных путей на Горьковском направлении МЖД будет значительно увеличено число электричек, останавливающихся на Карачарово, интервал движения между ними в часы пик сократится сначала до 4,5 минуты, а затем и до 3 минут.

По словам представителей РЖД, для части поездов, в том числе дальнего следования, Карачарово станет конечной станцией, что позволит разгрузить Курский вокзал. 

В дальнейшем здесь также будут останавливаться скоростные поезда, курсирующие по ВСМ Москва — Казань. Поскольку помимо железнодорожной станции ТПУ «Рязанская» объединит также две линии метро, МЦК и маршруты наземного пассажирского транспорта, количество пользователей, по расчетам специалистов, превысит 400 тыс. человек в сутки. «Это сопоставимо с пассажиропотоком площади трех вокзалов», — отметили в стройкомплексе. 

Примерно такой же пассажиропоток ожидается в ТПУ «Ховрино», строительство которого полностью завершится в 2020 году. По словам Марата Хуснуллина, новый транспортный хаб примет на себя часть потока пассажиров аэропорта «Шереметьево», будет выполнять функции перехватывающего паркинга для автомобилей, следующих в Москву по трассе Москва — Санкт-Петербург, станет конечной станцией для междугородних и международных автобусных маршрутов, а также позволит разгрузить Ленинградский вокзал за счет удобной пересадки пассажиров пригородных поездов (РЖД собирается открыть здесь станцию Октябрьской железной дороги) на метро. «ТПУ «Ховрино» обеспечит пересадку между четырьмя видами транспорта — это метро, железная дорога, наземный общественный транспорт и автомобиль. По нашим оценкам, пассажиропоток транспортного комплекса составит свыше 430 тыс. человек в сутки», — отметил заммэра. Перспективы стать вокзалом, по его оценкам, есть также у ТПУ «Окружная», где объединятся подземка, МЦК и Савеловское направление железной дороги. Ожидается, что пассажиропоток этого узла достигнет 138 тыс. человек в сутки.

Наиболее активными пользователями ТПУ станут жители районов Северный, Алтуфьевский, Бескудниковский, Отрадное, Лианозово, Западное и Восточное Дегунино, а также пассажиры пригородных электричек, которым больше не придется ездить до конечной станции. 

Однако с Савеловским вокзалом получается интересная история. Его пассажиропоток также увеличится за счет строительства Большой кольцевой линии метро и реализации проекта по созданию Московских центральных диаметров (МЦД), один из которых (Лобня — Одинцово) пройдет через этот вокзал. «Будущий транспортный узел, строящийся на площади, обеспечит комфортную пересадку между станциями метро «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской и Большой кольцевой линий, МЦД и пригородным электричками. Им будут пользоваться порядка 245 тыс. человек в сутки», — отметили в стройкомплексе. Иными словами, не только ТПУ будут становиться новыми вокзалами, но и старые вокзалы получат стимулы к развитию благодаря включению в состав ТПУ. «Раз меняется пассажиропоток, меняется все: количество выходов из метро, число наземного транспорта, остановок такси, прогулочных зон, загрузка улично-дорожной сети. Поэтому и нужна большая работа по переосмыслению роли вокзалов в Москве», — подчеркнул Марат Хуснуллин. 

По его словам, в тех ТПУ, которые находятся на железнодорожных направлениях, нужно делать дополнительные остановки поездов дальнего следования, чтобы пассажиры могли выбирать — ехать им в центр города или пораньше пересесть на БКЛ, МЦК или радиальные ветки подземки. Так делается уже почти во всех городах Европы, не только в крупных. На полную интеграцию РЖД и городского транспорта столичные власти отводят пять лет: по истечении этого срока вокзалов (или, как модно говорить, транспортных хабов) в городе станет больше, а осуществить пересадку можно будет между двумя и более видами транспорта.